Отмеченный печальным юбилеем, этот год подарил нам немало поводов, чтобы почтить память Михаила Юрьевича Горшенёва, лидера легендарной уже группы «Король и Шут». Онлайн-кинотеатры один за другим выпускали посвящённые артисту картины, превращая контент на моём канале в бесконечную эпитафию.
Стоило только нашумевшему сериалу порвать все рейтинги в клочья на КиноПоиске, как подоспел Ökko со своей документальной дилогией «Михаил Горшенёв. Легенда о Короле и Шуте», финал которой приурочили аккурат к десятой годовщине.
Ленты настолько же разные по форме, насколько похожие по сути. Ökko привлекли к съёмкам всех сопровождавших Михаила на жизненном пути из тех, до кого сумели дотянуться руки продюсеров, включая ту самую Галю (no comments (см. документальный фильм «По лезвию бритвы»))).
Слов не нашлось лишь для Ольги Горшенёвой, вдовы музыканта, молчаливо улыбающейся на кадрах со свадьбы, чей взгляд дополнил бы некоторые эпизоды...
На экране так много лиц, но вместо рассказа звучит монолог. Монолог об одиночестве, который Михаил Горшенёв ведёт перед зрителями фильма голосами мамы и брата, коллег по группе «Король и Шут» и театральной труппе зонг-оперы «TODD». Имея огромный внутренний мир, он не мог разделить его ни с кем, кроме своих демонов, оставаясь с ними один даже в окружении толпы. Наркотики и алкоголь практически вытеснили личность образом.
После тридцати страшная сказка обернулась ещё более страшной реальностью и тот, кто предпочитал смерть взрослению, всё-таки повзрослел. Нет, он не стал похож на своего отца, чего стремился избежать всеми силами до последних минут жизни, но окружающий мир начинал стремительно терять объём, сжиматься на фоне непомерно растущего эго.
Рядом с ним приходилось всё тяжелее. Михаил никого не хотел слушать и никого не слышал. Он перестал видеть потребность в компромиссах, потихоньку упраздняя право Андрея Князева на роль второго лидера в группе.
Работа над сольными альбомами как временный выход из конфликтной ситуации и одновременно возможность реализоваться, не толкаясь амбициями, глобальной проблемы, увы, не решила. Человеческие отношения зашли в тупик. Оставаться бессильным наблюдателем хождения Михаила по краю бездны было для Князева неприемлемо. Устав от попыток достучаться до лучшего друга, Андрей оставил «Король и Шут» ради создания группы «КняZz».
За свободу от лирической составляющей, ушедшей из творчества вместе с Князевым, Михаилу пришлось заплатить физическим истощением, вызванным необходимостью все партии петь одному. Гитарист Александр Леонтьев, вернувшийся в коллектив после пятилетнего отсутствия, очень вовремя пришёл на выручку, разделив обязанности вокалиста.
Михаил вырос из концепции весёлых сказок на грани трэша, мятежная душа требовала настоящей трагедии, чтобы страдания лезвием бритвы вскрывали персонажам артерии и топили зрителей в реках крови. Зонг-опера «TODD» помогла своему автору достичь желаемых высот на театральной сцене, но самого его выжгла изнутри напалмом.
Чужими демонами нельзя жить. Нужно уметь закрываться от них игрой, а он пропускал всю боль через себя, за два года растворившись в образе Суини Тодда без остатка. Вместо сильного мужчины со взором горящим Горшенёв покидал проект пустой оболочкой седого старика. Ресурсов, застывших на донышке каплями, уже не хватало ни для сочинения новых песен, ни для встречи грядущего сорокалетия. На пороге смерти становится страшно за драгоценное время, украденное обидами, поэтому конфликт с Андреем и размолвка с Ольгой развеялись пеплом на ветру будто ничего этого не было вовсе. Сердце Михаила Юрьевича Горшенёва остановилось 19 июля 2013 года за несколько недель до юбилейного дня рождения.
Люди с такой мощной энергетикой никогда не исчезают бесследно. Она рассеивается электронами в атмосфере, чтобы зарядить пустующее вокруг пространство и наполнить оставшихся на Земле после вдохновением ЖИТЬ...
Спасибо за внимание!