Название этого села на слуху у каждого, кто хотя бы раз ездил по Сахалину с юга на север на машине. Знакомы с ним и туристы, которых во время автобусных или джип-туров зачем-то знакомят с местным крабовым базаром. И, конечно, все островитяне знают знаменитый символ села – ворота Тории. Да, сегодня мы расскажем о сахалинском селе Взморье!
Взморье находится в Долинском районе, примерно в двух часах езды от Южно-Сахалинска и одном – от Долинска (зависит от дорожных условий). Есть здесь и железнодорожная станция, ведь через село рельсы со шпалами бегут из Южно-Сахалинска в Ноглики. Тех самых крабов продают в двух шагах от железнодорожного вокзальчика. Мы не рекомендуем покупать здесь никакие морепродукты, поскольку они днями лежат на лотках у дороги, где пыль, грязь. Летом здесь душно, и что при этом происходит с крабами – можно только догадываться. На себе лучше не проверять.
Если погрузимся в историю, то узнаем, что до революции это была русская деревня с нерусским названием Сирароко. Такое имя она получила по названию расположенного рядом айнского поселения. Когда после Русско-японской войны юг Сахалина отдали японцам, деревня стала называться Хигаси Сираура. Предприимчивые соседи и построили здесь железнодорожную станцию, а ещё открыли здесь кирпичный завод и угольную шахту. На въезде с юга гостей встречает огромная труба – наверняка, здесь этот завод и был. Уголь во Взморье уже давно не добывают. Кстати, Взморье село стало называться после возвращения русских на юг острова – в 1940-х годах.
Мы ездили во Взморье на автобусе, поэтому вылезли как раз напротив кирпичной трубы. Здесь находится одна из главных гордостей Сахалина – бесплатный туалет, кои распиханы по туристическим местам юга острова. К счастью, Взморье обладает простейшей навигацией, так что ворота Тории пропустить невозможно. Надо просто повернуть за огромной трубой на первом перекрёстке направо и идти себе тихонечко, всё время выбирая правую сторону (дальше будет ещё одна развилка).
Грунтовая дорога ведёт, ведёт и в конце концов приводит нас к воротам Тории. В 1914 году в деревне открыли храм Хигаси Сираура Инари дзиндзя, который, по всем правилам, должны были предварять ворота. На них сохранилась надпись «В честь 2600-летия основания Великой Японии». Конечно же, Япония гораздо моложе; эта дата мифологическая, соседи праздновали её в 1940 году.
С площадки ворот классный вид на огромную морскую акваторию: её можно рассматривать и невооружённым глазом, и в любезно установленные здесь бинокли. На осенних фотках мы видели ещё и разбросанные по кустам остатки храмовых украшений, но мы ездили во Взморье летом, поэтому их не обнаружили. А копаться по сахалинским зарослям никакого удовольствия нет. Отложили поиски карафутской старины на осень.
Отсюда видно и порт, при желании можно подойти к нему вплотную. Это стандартный небольшой ковш времён Карафуто. Он представляет собой бетонное ограждение буквой «П», имеющее проход на одной из сторон. Очень удобно для рыбалки и для охраны судов от разбушевавшегося моря. Когда мы посетили Взморье, здесь никто не удил, но где-то же ловят крабов? Наверняка порт до сих пор используется по предназначению, хоть и не в прежних масштабах.
Здесь же есть внушительные бетонные ёмкости – наверняка для засолки рыбы. Судя по их размерам, улов был знатный.
В плане купания Взморье нам совсем не понравилось. С одной стороны, здесь мелко и вода поэтому отлично прогревается, но огромные водоросли просто не дают и шагу ступить по морю. Получается не купание, а какое-то извращение.
Если вы не на машине, время до обратного автобуса можно скоротать прогулкой по селу. Правда, здесь особо смотреть нечего. Книги говорили нам, что во Взморье есть японский школьный павильон, но, очевидно, он так зарос, что мы его даже не увидели. Недалеко от жд станции есть памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной войны и многофункциональный центр. Больше мы здесь ничего любопытного не нашли, поэтому спустились к остановке, выпили газированный сироп с клоповкой (та ещё гадость, и совсем не похоже на клоповку) и уехали обратно в Южно-Сахалинск.