Решетки, охранники и куча парней в одинаковой одежде. Парням не очень нравится соседство с себе подобными, да и надзиратели восторга у них не вызывают. Многие, однако, смиряются, но есть и те, кого трудно удержать взаперти. Вот о последних то и пойдет речь в этой подборке фильмов, посвященных неукротимому желанию человека быть свободным.
1. «Побег из Алькатраса»
США; 1979; криминальная драма, биография; КП - 7,7; IMDB - 7,6.
Правительство США использовало «Алькатрас» в качестве федеральной тюрьмы строго режима на протяжении 29 лет. За все это время всего 34 преступника пытались сбежать из одного из самых охраняемых объектов американской пенитенциарной системы. У 31 из них ничего не вышло, все их поползновения в сторону воли были быстро пресечены охраной и надзирателями. Простая арифметика подсказывает нам, что троим сидельцам удалось таки вырваться на свободу. Причем сделали они это так, что до сих пор нет никакой информации о их судьбе после исчезновения из тюрьмы. Детали побега при этом известны хорошо, и именно на них выстроен сюжет фильма режиссера Дона Сигела.
Актерский состав, подобранный создателями «Побега из Алькатраса», впечатлит любого поклонника классического американского кино. Клинт Иствуд играет организатора побега — опытного, циничного и чрезвычайно умного гангстера Фрэнка Морриса. Иствуд изображает Морриса сдержанным, холодным и в то же время харизматичным человеком, который на 100 процентов использует свой мозг для того, чтобы вырваться из заключения.
Его заклятый враг — безжалостный и мстительный надзиратель, в роли которого снялся Патрик МакГуэн. Примерно в середине повествования появляются еще два участника спланированной Моррисом авантюры — братья-близнецы Энглин, которых великолепно сыграли Фред Уорд и Джек Тибо.
Атмосфера фильма, гнетущая и тревожная, максимально близко приближает зрителя к тому, что чувствовали заключенные мрачного острова-тюрьмы. Время в таких местах течет медленно, тягуче, но закончится оно может в любой момент. Каждый этап подготовки к побегу несет свои риски, вероятность того, что все может пойти не так, как планировалось, огромна. Напряжение нарастает неспешно, но неотвратимо, заставляя нас прокручивать в голове разные варианты развития событий, несмотря на то, что мы знаем, как все было на самом деле.
2. «Мотылек»
1973; США; приключенческая драма, биография, криминал: КП - 8,0; IMDB - 8,0.
Анри «Мотылек» Шарьер был приговорен к пожизненному заключению на каторге. Тюрьмы Французской Гвианы 30-х годов перемололи десятки тысяч людей, но Анри сумел выбраться оттуда. На склоне лет он написал мемуары, описывающие годы заключения, тюремный быт и дерзкие побеги. Через 4 года после выхода книги она была экранизирована Франклином Шаффнером. Нельзя не сказать о том, что режиссеру достался идеальный материал. Приключений и передряг, в которые угождал главный герой произведения Шарьера с легкостью хватило бы на десяток неплохих кинолент. От режиссера требовалось не испортить попавшую к нему в руки историю и с этой задачей он справился. С момента выхода фильма прошло почти 50 лет, но и по сегодняшним меркам он смотрится на 5 баллов. Игра Стива МакКуина и Дастина Хоффмана близка к безупречной, множество экзотических локаций радует глаз, ну а сюжет, рассказывающий о дружбе, свободе и надежде, вечен, так же, как и сами эти понятия.
3. «Побег из Претории»
2020; США, ЮАР, Австралия, Великобритания; триллер, драма, биография; КП - 6,7; IMDB - 6,8.
«Побег из Претории» куда как проще в сравнении с фильмами, о которых я писал выше. Дэниэл Рэдклифф, при всем к нему уважении, не Стив МакКуин, да и с Клинтом Иствудом ему равняться рановато. Режиссер картины Фрэнсис Аннан в ремесле своем явно разбирается, но и ему до «Оскара» еще далеко. С другой стороны, хорошие триллеры о людях, которые сумели вырваться на свободу, оказавшись в заточении, снимают не так чтобы часто, а «Побег из Претории» вполне себе неплох.
Сюжет фильма основан на реальной истории политических заключенных, сбежавших из Центральной тюрьмы столицы ЮАР Претории в 1979 году. Большая часть киноленты посвящена условиям содержания главных героев под стражей и их попыткам покинуть негостеприимное место, в котором они вынуждены пребывать. Показано все это более-менее достоверно, поверить в то, что видишь на экране, легко, а персонажи хоть и немного картонные, но ведут себя адекватно, и наблюдать за ними интересно. С технической стороны фильм сделан отлично, оператор не даром ест свой хлеб, и некоторые сцены хочется пересматривать несколько раз подряд. В целом же «Побег из Претории» можно смело рекомендовать всем любителям остросюжетных триллеров и остроумных историй о ловких заключенных, обманувших систему.