Найти тему
5,8K подписчиков

Шиповник. Летние песни

Это такой странный куст – шиповник, который весьма трудно представить в романтическом свете, в поэтическом тем более. Колючий, неприглядный, прикидывается розой, а на самом деле – совершеннейший сорняк. Ягоды, правда, считаются невероятно полезными, но вкусными их назвать трудно. Разве что жевать их уже совсем поздней осенью, когда их основательно морозцем ударит, вот тогда – да, тогда эти ягоды набирают сладости. Допускаю, что в каких-то далеких южных краях он ведет себя иначе, действительно украшает какие-то дворики и палисадники, и чувствительные дамы вздыхают по вечерам, глядя то на звезды, то на него. Но у меня недалеко от дома это - просто колючие заросли, которые все руки не доходят проредить.

Это такой странный куст – шиповник, который весьма трудно представить в романтическом свете, в поэтическом тем более.

Юрий Львович Лорес написал об этом сорняке совершенно изумительную песню. Правда, для этого ему понадобилось убрать его подальше и в пространстве, и во времени. В какое-то непонятное место на «пять веков назад и пять вперед». Получилась просто невероятно красивая средневековая баллада о любви вне времени и вне пространства, ставшая для самого Лореса на многие годы визитной карточкой. Однако, поскольку шиповник на картине, представившейся Юрию Львовичу в поэтических мечтах, цветет, получается, что это песня и о вечной несчастной любви, и о вечном грустном лете.

Знаете, у Суханова есть удивительно красивая песня об осени с такой строкой:

О, больная прекрасная осень

Вот и тут получилась этакое больное, но прекрасное лето. Больше того, автор и самого себя вписал в эту картину, и именно в виде куста шиповника, с которым грустно разговаривает неведомая дама из неведомых времен. И это перекликается с тем белым шиповником, который оказался символом любви и разлуки для героев Юноны и Авось. И тот и этот цветущий куст почему-то хочется пожалеть, хотя разумного объяснения такой жалости нет – цветет себе и цветет, оставаясь довольно равнодушным свидетелем чужих драм и даже трагедий. Но это в жизни. А вот в стихах и у Вознесенского, и у Лореса шиповник каким-то чудом оказывается в этих драмах и трагедиях едва не главным действующим лицом. Вот где волшебная сила искусства.

Это такой странный куст – шиповник, который весьма трудно представить в романтическом свете, в поэтическом тем более.-2

Очень люблю эту песню. Она уродилась у Лореса настоящей красавицей и умницей. Нет, Юрий Львович и вообще очень даже талантливый автор, но в первую очередь из всего его творчества всегда вспоминается именно этот самый шиповник, цветущий неизвестно где, и неизвестно когда. И это ведь не просто так, это значит, что в этой песне Лорес сыграл на каких-то, доступных всем струнах души. На струнах не одной какой-то души, а буквально любой души. Что это за струны, едва ли сможет объяснить и сам автор, но вот ощущение единого душевного строя, общего для всех у Юрия Львовича безошибочное. Поэтому слушаем, и вплетаем в аккорд нашего с вами лета немного светлой грусти от Юрия Лореса.