С лазерным лучом и устройствами для записи голограмм обращаться следует не только крайне осторожно, но и очень умело, учитывая поляризацию, когерентные свойства световой волны, законы отражения и преломления, механику и сопромат. Задача для художника весьма трудная. Но вспомним, как на заре фотографии первым мастерам необходимо было в совершенстве владеть одновременно и знаниями в области оптики, химии, и художественной композиции, а еще самостоятельно изготавливать фотоматериалы.
Прошло полтора столетия со времен первых дагеротипов, прежде чем фотографировать начала вся планета. То же самое должно было случиться и в области изобразительной голографии, но гораздо быстрее.
Голографические этикетки на бутылках и коробочках с фирменной продукцией, забавные брелки и открытки - это все банально и давно знакомо. Но может ли голография стать высокохудожественным изобразительным средством? А почему бы и нет?! Стала же фотография самостоятельным и полноправным искусством, и в этом мы давно перестали сомневаться. А сколько споров в свое время было на эту злободневную для современников тему!
Завораживающий глаз, искрящийся, красный, зеленый или синий свет лазера сам по себе эстетически ярок и способен пробуждать сильные чувства. А голограмма просто обескураживает своей парадоксальной глубиной и реалистичностью сцены. В голографическом изображении есть своя собственная чарующая магия. Многие талантливые инженеры, работая в области изобразительной голографии, под воздействием красоты этого явления ощущали себя творцами художественного образа.
Не хочу их осуждать за наивный самообман, действительно, процесс записи голограммы - сродни волшебству или алхимии. Но все-таки рука истинного художника должна не только возбуждать разум, заставлять трепетать сердце, но и сопереживать автору, разделяя с ним часть неповторимой жизни его героев и образов.
Голография, с ее сверх реалистическим пространством, - говорят некоторые критики, - по определению лишена условности! Как сотворить образ без тонкого намека, который позволяет пробудить воображение зрителя и открыть простор его мыслям и фантазии? Я убежден, что сомнения здесь рождены не в голове художника, а близорукостью обывателя. Для того, что бы развеять все сомнения, должен родиться такой мастер, который бы смог выразить себя через мудреную технику голографического инструмента и соединить воедино поэзию числа и силу чувства.
К настоящему времени создано немало интересных инструментов записи и воспроизведения голограмм. В своем рассказе мне хочется передать будущему таланту ларец с фантастическими кистями и красками, немудреными словами рассказать, как пользоваться столь эфемерными и таинственными инструментами, разделить свой скромный опыт в области трехмерной светописи!