Подумалось, касательно происходящих на фронте событий: даже для человека, от изучения военной истории и военного искусства далекого, очевидно, что успех на войне достигается либо путем занятия территории противника – прежде всего жизненно важных в экономическом, политическом и собственно военном смыслах районов; либо посредством разгрома живой его силы.
К первому примеру относятся, скажем, действия поддержанного британцами и голландцами военно-морского флота Карда XII, появления которого перед Копенгагеном в 1700 году заставило капитулировать датского короля Фредерика IV, чьи войска, с ним во главе, в тот период были скованы в Померании; равно как и занятие шведами Дрездена в 1706 году вынудило саксонского курфюрста и одновременно короля Речи Посполитой – впрочем, официально со Швецией не воевавшей – Августа II сложить оружие. Дрезден тогда был столицей Саксонии.
Однако занятие территории не всегда приводит к ожидаемому результату. Самый яркий пример в данном случае – Отечественная война 1812 года, когда взятие Великой – здесь под этим словом нужно конечно понимать: большой и многонациональной – армией Москвы отнюдь не привело к столь чаемому Парижем миру. Другое дело, что изначально Бонапарт брать древнюю столицу и не собирался и глупую фразу про то, что, возьми он Москву – поразит Россию в сердце, император французов не произносил.
Первая мировая продемонстрировала новый тип войны – позиционный тупик, предтечей которого была, в общем-то, Русско-японская, а продолжением – Ирано-иракская. Позиционный тупик возможен, когда в бой бросаются и перемалываются сравнительно плохо обученные и набранные в результате мобилизации армии, потенциал которых не в силах преодолеть оборонительные рубежи противника.
Ныне происходящие на фронте события также укладываются в эту схему. Действия ВСУ отчасти чем-то напоминают людские волны иранцев в ходе упомянутой войны, только без религиозного фанатизма.
Я это все вот к чему: если рассматривать собственно военную сторону конфликта на Украине, начиная с 2014 года, то нам известны только две операции, направленные на разгром живой силы противника, посредством оперативного окружения, и успешно проведенные: Иловайский и Дебальцевский котлы.
Сразу: я не верю, что столь сложные операции, требующие слаженного действия войск и грамотного ими управления, были проведены только силами ополченцев. Последние могут храбро сражаться, но операции на окружение требует высокого профессионализма.
Соответственно, вопрос: почему подобного рода операции не проводилось начиная с февраля 2023 года? Что изменилась? И будут ли подобные им все-таки проведены?
Игорь Ходаков.
Если Вам понравилась статья— подписывайтесь на мой канал