Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»
Некоторые артисты с годами теряют форму. Некоторые — наоборот, набирают, приобретая при этом ещё и почти львиное величие. Так случилось с Антонио Бенедетто, последним из «итальянских королей американской песни». Никогда не слышали такого имени? Конечно! Он всем известен под псевдонимом Тони Беннетт, взятым ещё в 40-е, когда молодой ветеран Второй мировой вернулся из американской армии к мирной жизни. Под этим псевдонимом певец выступал более 75 сезонов подряд, пока 21 июля 2023 года не ушёл из жизни в возрасте 96 лет.
После смерти Фрэнка Синатры и Перри Комо он четверть века единолично царил в классической американской эстраде и год за годом выпускал альбомы, качество которых было ничуть не хуже, а зачастую — и лучше, чем в его же собственном прошлом. За всю карьеру в звукозаписи, продлившуюся семьдесят лет — с 1951 по 2021, Тони Беннетт заработал 20 (двадцать!) премий «Грэмми», плюс специальный «Грэмми» за заслуги в течение жизни, и две телевизионные премии «Эмми Праймтайм». Он был лауреатом премии «Мастер джаза» Национального фонда искусств США и продал более 50 000 000 (пятидесяти миллионов!) экземпляров своих виниловых пластинок и компакт-дисков.
Для примера разберём его работу 2001 года — дважды тематическую, что отражено в названии: «Playin' With My Friends: Bennett Sings The Blues» (RPM Records / Columbia) — альбом дуэтов, причем исключительно блюзовых.
Конечно, Беннетт — не блюзовый певец. Как, впрочем, и не так чтобы уж сильно джазовый. Но он настолько большой мастер в своем деле, и исполнительская манера его столь сильно и многосторонне связана с джазовыми стилями, а дружеские и творческие связи с джазовыми (и блюзовыми!) музыкантами столь сильны, что для большинства слушателей он воплощает именно джазовый мир.
Альбом представляет пятнадцать версий классических блюзов (точнее, песен в блюзовой форме — наряду с классикой Питера Чэтмена, Сэма Тэрда и даже Роберта Крэя здесь есть и классические эстрадно-джазовые номера вроде «Stormy Weather» Хэролда Арлена).
СЛУШАЕМ: «Alright, Okay, You Win» (дуэт с Дайаной Кролл)
Диапазон партнёров по дуэтам — от великолепного Стиви Уондера до модной Натали Коул и от поп-рок-барда 70-80-х Билли Джоэла до самого Гения Соул, великого Рэя Чарлза.
СЛУШАЕМ: «Evenin'» (дуэт с Рэем Чарлзом)
Нельзя не признать, что ряд дуэтов — с Чарлзом, с Би Би Кингом и даже с Билли Джоэлом (самый неожиданный трек альбома — главная песня самого Джоэла, «New York State of Mind»!) — очень удачны.
Остальные номера альбома — совсем недурны. Сам Беннет — эталон «старого эстрадного льва»: чуть расслаблен, чуть по-стариковски ворчлив, но то и дело ненавязчиво демонстрирует, что пороху в пороховницах еще предостаточно и главный здесь именно он.
СЛУШАЕМ: «Everyday (I Have The Blues)» (дуэт со Стиви Уондером)
Немалую долю успеха записи приносит уверенная, сильная работа постоянных аккомпаниаторов Беннетта — ансамбля пианиста Ральфа Шарона. Ну и, конечно, продюсирование. Мощный, цельный звук с красивым панорамированием, богатой реверберацией и тщательно проработанными планами — фирменный знак великого продюсера Фила Рамона.
СЛУШАЕМ: «Let the Good Times Roll» (дуэт с Би Би Кингом)
СЛУШАЕМ ВЕСЬ АЛЬБОМ (плейлист на YouTube)
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!