Найти в Дзене
Я люблю лодки!

Технология "сшей и склей" по-польски

Оглавление

Привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту польского дизайнера Радослава Вершко, поэтому считаю целесообразным рассмотреть технологию "сшей и склей" (СиС) в том виде, в котором её представляют и документируют польские проектировщики.

Предисловие

Одним из распространённых и доступных в сети документов является "Инструкция по самостоятельной постройке парусной яхты S-230 „Perkoz” дизайнера Wojciech Kasprzak. Очень качественный документ на польском языке, большое спасибо автору! Выдержки из него я представляю вашему вниманию (в моём переводе).

Возможность переноса технологии "как есть" с яхты S-230 на динги-3.8 обосновывается двумя фактами:

  • обе лодки являются парусными швертботами;
  • обе лодки имеют равные толщины фанерной обшивки бортов (6 мм) и близкие толщины обшивки днища (8 и 10 мм).

Следует добавить, что не совсем справедливо называть этот вариант СиС "польским", скорее, это один из классических вариантов. Но к настоящему времени придумано и опробовано так много вариантов и подвариантов СиС, что пора бы уже им присваивать какие-то собственные имена (порядка ради).

Итак, поехали!

Эпоксидный клей

Основным клеем, используемым при монтаже яхты, является клей, сделанный на основе эпоксидной смолы Epidian 5 с отвердителем под торговым названием PAC. Смола с отвердителем смешивается в соотношении 1:1. Для обеспечения необходимой тиксотропности и плотности в клей добавляются микросферы.

Микросферы - наполнитель для загущения эпоксидной смолы, представляют собой шарики правильной формы с полостью внутри и гладкой внешней поверхностью. Их получают обрабатывая специальное измельчённое стекло в газоплазменных печах. К стеклу могут добавляться дополнительные реагенты, способствующие образованию газа, благодаря которым получаются пустотелые шарики-микросферы. Свойства конечного продукта определяются как составом стекла, так и уникальной формой микросфер. Внешне же этот наполнитель выглядит как лёгкий белый мелкозернистый порошок с низкой плотностью.

Подготовка клея

В герметичную емкость (банку, бутылку) отмеряем определенное количество смолы Epidian 5. Добавляем такое количество микросфер, чтобы получить необходимые вязкость и плотность. Микросферы добавляем взвешенными порциями, чтобы знать их общее количество. Тщательно перемешиваем и закрываем емкость.

Во второй емкости отмеряем такое же количество отвердителя PAC и микросфер, как в первой. Тщательно перемешиваем и закрываем контейнер.

Перед тем, как приступить к склеиванию, берем из обеих емкостей одинаковые порции и тщательно перемешиваем. После смешивания клей готов к использованию. Время "жизни" клея около 30 мин. Время отверждения 6-8 часов в зависимости от температуры.

Эпоксидная шпатлевка

Эпоксидную шпатлевку можно сделать самостоятельно, добавив в
эпоксидный клей любой загуститель: микросферы, коллоидный диоксид кремния (аэросил), древесную пыль, хлопковую пыль (микроволокно), тальк...

Тип наполнителя влияет на твердость шпатлевки, легкость шлифования и гигроскопичность. Наибольшую прочность шпатлевке придаёт аэросил, но одновременно эта шпатлевка после полимеризации будет очень твердой и трудной в обработке. Тальк даёт шпатлевку легко обрабатываемую, но гигроскопичную. Отличная шпатлевка с высокой прочностью, легкой обработкой и отсутствием гигроскопичности - это шпатлевка, в которой в качестве загустителя используются микросферы. Хлопковая пыль (микроволокно) дает красивый белый клеевой шов. Шпатлевка, изготовленная на основе микроволокна, легко шлифуется.

Внимание! Прежде чем приступить к шпаклевке сшитых проволокой швов, необходимо загрунтовать будущие места шпаклевки чистым эпоксидным клеем (без загустителя)

Краткое описание технологии "сшей и склей”

Технология "сшей и склей" - самый простой способ строительства любительских яхт из водостойкой фанеры. Она обеспечивает скорость строительства и не требует квалификации профессионального судостроителя. Яхта, построенная таким способом, сочетает в себе преимущества деревянной яхты и стеклопластиковой яхты. Мы получаем яхту, которая внутри деревянная, а снаружи - стеклопластиковая. Стеклопластик гарантирует полную герметичность, простоту обслуживания и (благодаря эпоксидной смоле) долговечность.
Фанерные детали можно разрезать с помощью фрезерного станка с ЧПУ, что исключит две трудоемкие части строительства: ручную разметку и резку элементов лодки.

Этап 1. Соединение элементов

После сверления отверстий выполняем соединение элементов с помощью медной проволоки толщиной 1-2 мм. Ребра элементов не должны быть скошены, как показано на рисунке. Это ошибка, которая не позволяет
правильно сшить и склеить кромки фанеры.

Соединение элементов - "сшивание"
Соединение элементов - "сшивание"

Для облегчения сближения элементов, сшивание начинаем с того места, где имеется наибольшая кривизна. На этом этапе сшивания достаточно скручивания провода пальцами без использования плоскогубцев. Далее в инструкции такое соединение будем называть рыхлым.

Этап 2. Склеивание изнутри

После сшивания проволокой элементы принимают правильную форму. Далее плотно скручиваем проволоку и подбиваем молотком изнутри. Делать это надо с чувством, чтобы не разорвать медный провод.

После скручивания и забивания всех проволочных стяжек приступаем к нанесению на соединение шпатлевки. Используем шпатлевку из эпоксидной смолы и любого наполнителя. В качестве наполнителя можно использовать: хлопковые микроволокна, микросферы, кремнезем, древесную пыль и даже тальк. Шпаклевку наносим резиновым или металлическим шпателем, с радиусом, соответствующим углу соединения
элементов. Отличные шпатели могут получиться из крышек для банок подходящего диаметра или монет.

Сразу после нанесения шпатлевки на всю длину соединения, перед её
отверждением, протираем аккуратно шов тканью, смоченной растворителем или ацетоном, чтобы сгладить неровности шпатлевки и удалить загрязнения на фанере, а затем укладываем (формируем) эпоксидный ламинат. Общий вес стекловолокна в ламинате составляет до 200 г / кв. м. (для проекта S-230). Укладываем ламинат полосками стеклоткани или стекломатами шириной 10-15 см. Количество слоев стеклоткани (стекломатов) в ламинате такое, чтобы получить требуемый вес (поверхностную плотность).

Шпатлевание соединения и укладка стеклоткани
Шпатлевание соединения и укладка стеклоткани

Этап 3. Склеивание снаружи

После отверждения ламината раскручиваем все проволочные стяжки и обрезаем их кусачками вровень с поверхностью фанеры. Наждачной бумагой на деревянном бруске закругляем края фанеры и шлифуем проволоку заподлицо, чтобы она не была ощутима. Заполняем эпоксидной шпатлевкой место соединения краёв элементов. Укладываем на соединение пояс эпоксидного ламината шириной 10-15 см.

Склеивание снаружи
Склеивание снаружи

Соединения типов "T" и "L"

Соединения типа „T " применяются при объединении элементов, где торец одного элемента соприкасается с поверхностью другого. Например, при
соединении переборки с обшивкой корпуса. На элементе, примыкающем торцом, должна быть снята фаска с обеих сторон на 1/3 толщины фанеры.
Торец фанеры должен быть загрунтован эпоксидной смолой. Шпаклевка и ламинирование выполняется как при соединении торцами.

Соединение типа "T"
Соединение типа "T"

Соединения типа „L " применяются при объединении элементов, где торец одного элемента соприкасается с поверхностью другого возле его торца. Например, при соединении транца с обшивкой корпуса. На элементе, соприкасающемся торцем, должна быть снята фаска на 1/2 толщины фанеры. Торец фанеры должен быть загрунтован эпоксидной смолой. Шпатлевка и ламинирование как при соединении торцами.

Соединение типа "L"
Соединение типа "L"

Разметка и сверление отверстий для сшивания

В соединяемых элементах через каждые 10-20 см размечаем и сверлим отверстия вдоль края на расстоянии 1 см от края. Медная проволока, используемая для "шитья" должна свободно проходить через отверстия. При большом изгибе фанеры может потребоваться большая плотность отверстий.

Разметка и сверление отверстий для "шитья"
Разметка и сверление отверстий для "шитья"

Сшивка корпуса

Важно помнить, что сперва корпус собирается на рыхлые (не обтянутые) проволочные соединения. Обтяжка производится перед склеиванием.

В первую очередь соедините борта и днище. Для поддержания бортов можно использовать веревку вокруг корпуса в самом широком месте. Затем соедините борта и форштевень. В последнюю очередь установите транец.

Последовательность сшивки корпуса яхты S-230
Последовательность сшивки корпуса яхты S-230

Примечания переводчика (мои)

  • В русской терминологии, усиливающий соединение слой шпатлевки называется галтель. Толщина галтели обычно принимается равной толщине фанеры. Популярным в России инструментом для формирования галтели является пластиковая ложка.
  • В представленной инструкции используется модифицированная смола низкой вязкости Epidian 5. Это обеспечивает хорошее проникновение смолы в отверстия с проволочными стяжками. Важное условие: медная проволока должна иметь меньший диаметр, чем отверстия. Смола затечет внутрь отверстий ещё на этапе склеивания изнутри и пропитает фанеру. Удалять медные проволочные стяжки из отверстий нет необходимости. Отверстия, которые плохо заполнились смолой, можно немного раззенковать перед оклейкой снаружи и просмолить. В российской действительности вместо смолы Epidian 5 можно применить ЭТАЛ-370 или КДА-М с отвердителем ЭТАЛ-45М.
  • Последовательность сшивки деталей корпуса зависит от проекта лодки и приведена здесь для примера.

А ещё, вы можете посмотреть видео о том, как я применяю эту технологию при строительстве своей лодки.

Спасибо за внимание!

Следующая статья (про полезнейшую для кораблестроителя штуку - самодельный разметочный рейсмус)