Найти тему
Я люблю лодки!

Как сделать деревянный разметочный рейсмус с цилиндрической штангой?

Оглавление

Привет! Я строю парусную лодку-динги и мне часто приходится наносить линии разметки относительно края деталей. Разметочный рейсмус повышает производительность и точность такой работы в десятки раз. Поэтому, приступаю к его изготовлению немедленно!

Изготовление штанги

Классический рейсмус состоит из двух основных деталей: штанги и колодки. Штанги бывают прямоугольными и цилиндрическими. Я собираюсь делать цилиндрическую по нескольким причинам:

  • у меня есть токарный станок;
  • цилиндрическую штангу я могу выполнить с высокой точностью;
  • просверлить в колодке круглое отверстие под штангу проще, чем сделать прямоугольное.

Заготовку для штанги беру из вишни, она достаточно твердая, красивая, хорошо обрабатывается и регулярно возобновляется в моём саду.

Точу из неё цилиндр диаметром 18 мм (под диаметр перьевого сверла, которым буду сверлить колодку) и длиной 150 мм.

Вытачиваю штангу. Из волокон древесины образуется забавный бублик
Вытачиваю штангу. Из волокон древесины образуется забавный бублик

В основании цилиндра (торце) сверлю отверстие 4 мм глубиной 15 мм и раззенковываю его сверлом 8 мм на глубину 7 мм (сюда будет вклеена гайка механизма фиксации карандаша или шпильки).

Отверстия в торце штанги под механизм фиксации карандаша или шпильки
Отверстия в торце штанги под механизм фиксации карандаша или шпильки

На расстоянии 15 мм от торца сверлю сквозное отверстие поперек цилиндра сверлом с диаметром 8 мм. В это отверстие будет вставляться карандаш или шпилька (это заточенный специальным образом "гвоздик"). При сверлении выходное отверстие получится грубым - не обращаю на это внимание, так как с этой стороны будет сниматься лыска во всю длину цилиндра.

Лыска - плоский срез на поверхности цилиндрической детали, расположенный вдоль её оси
Выходное отверстие выглядит на фото ещё страшнее чем в жизни
Выходное отверстие выглядит на фото ещё страшнее чем в жизни

Снял лыску рубанком, зашкурил поверхность, вклеил гайку. Штанга готова!

Изготовление колодки

Для колодки у меня нашелся только кусочек сосны. Вырезал прямоугольник 140x70x18 мм. На оси симметрии просверлил отверстие диаметром 18 мм, на расстоянии 25 мм от верхней кромки. В это отверстие будет вставляться штанга.

Фиксироваться штанга будет с помощью мебельной гайки, имеющей внутреннюю резьбу М6, а внешнюю М12. Сверлю отверстие 10 мм и нарезаю резьбу М12 на глубину 10 мм.

Все детали рейсмуса готовы
Все детали рейсмуса готовы

Винт фиксации штанги (М6) будет передавать усилие на штангу через деревянный цилиндрик диаметром 9.5 мм и высотой 6 мм из яблони, это исключит непосредственный контакт стального винта и штанги, убережет поверхность штанги от повреждений. Выбрал яблоню потому, что она достаточно прочная и твердая.

Прижимной цилиндрик упирается в лыску штанги
Прижимной цилиндрик упирается в лыску штанги

Наверняка у вас появился вопрос: - а как была закручена хитрая мебельная гайка? А у неё не только внутренняя резьба М6, но и внутренний шестигранник имеется. А вообще, можно вклеить и обычную гайку, рейсмус от этого хуже не станет.

Гайка механизма фиксации штанги
Гайка механизма фиксации штанги

Вот и всё! (Я ещё потом покрыл колодку эпоксидной смолой, чтобы придать твердость её поверхности, но такого фото у меня нет)

Рейсмус в сборе
Рейсмус в сборе

Рейсмус сразу же отправился работать - размечать отверстия на обшивке днища для её сшивания с бортами.

Рейсмус в работе
Рейсмус в работе

Итог

Рейсмус - классная штука: 10 метров разметки за 10 секунд!!!

Проектировал 30 минут. Делал 4 часа. Служить будет, надеюсь, долго.

Понравилось? :)

Следующая статья