Найти тему
Слейпнир

Свое предназначение нужно искать в детстве? Ч. II

https://editor.fusionbrain.ai/
https://editor.fusionbrain.ai/

Многабукв

Однако есть и примеры, когда успешная профессиональная жизнь складывается именно на основе детской мечты. Звучит это примерно так: «Я всегда знал, чем буду заниматься!» Чуть копнув, мы узнаём, что человек «просто» полюбил рисование или, скажем, писать стихи, петь или животных в период возраста от 7 до 12 лет.

Это «просто» произошло под влиянием... Тут будет неприятно. Под влиянием его величия случая. Кому-то полюбилась учительница, кому-то карандаши и краски, а родители это заметили и развили, купив мольберт, а после подобрали «художку», а кто-то просидел на коленях у отца всё время, пока он писал диссертацию.

Конечно же, это не более, чем гипотеза. Однако автор этих строк ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь заявил о своём счастье, начавшемся с профориентационного теста или экскурсии. Сейчас, может быть, такое и возможно. Сам же автор неоднократно профориентировался на ликероводочном заводе, бог знает почему, прикрепленном к школе в качестве шефа, и в малярно-красочном ПТУ.

«В незрелом мозге количество связей между нейронами, или синапсов, на 50 % больше, чем в мозге взрослого человека. Когда мы достигаем подросткового возраста, в мозге начинается масштабный процесс «упрощения», и синаптические связи и нейроны, не подвергавшиеся активному использованию, неожиданно умирают» упоминает Норман Дойдж в книге «Пластичность мозга». Это печальный факт, который заставляет думать о как можно более ранней профориентации. Разумеется, обеспечить ее некому, кроме родителей.

Чтобы нужные нейроны не погибли без цели, родителям еще предполагаемого ребенка, и это вторая часть гипотезы, позволяющей не полагаться на случай, нужно умудриться договориться не о школе будущего ребенка, а выбрать профессию для него и нагружать стимулами, соответствующими ей, прививая нужные навыки. Совершенно очевидно, что стратегия – вырастет и сам поймёт, наиболее провальная, которую только можно представить.

Результат нелегкого труда можно будет измерить к 12-14 годам, полностью прекратив то самое «стимулирование». При правильном подходе подросток заявит, что сам выбрал себе занятие, никто ему не помогал, он просто «это» всегда знал.

Показать «всё» - тоже не очень хорошая идея. Выбор в принципе делать трудно. Сейчас, в эпоху белого шума, от которого просто некуда сбежать, в него попала вся информация. Мозг, конечно, предмет восхитительный, но его возможности не безграничны, а в детстве тем более.

Насколько белый шум вреден можно почитать у того же Нормана Дойджа в книге «Пластичность мозга»:

«Работа Мерцениха по изучению критического периода и BDNF (нейротрофический фактор мозга) помогла ему разработать теорию, объясняющую, каким образом множество разных проблем может стать частью такого феномена, как аутизм. Он утверждает, что в течение критического периода некоторые ситуации перевозбуждают нейроны детей, генетически предрасположенных к аутизму. Это приводит к масштабному, преждевременному выделению BDNF. Вместо закрепления важных связей происходит закрепление всех связей. Выделяется такое большое количество BDNF, что это приводит к преждевременному завершению критического периода, сопровождающемуся усвоением всех этих связей, и ребенок остается с множеством недифференцированных карт мозга. Поэтому, когда он слышит звук одной частоты, у него начинается активация всей слуховой коры».

Ну, и каком самостоятельном выборе может идти речь в принципе?