Режиссёры: братья Хьюз (Альберт Хьюз (Albert Hughes) и Аллен Хьюз (Allen Hughes)
Сюжет: Лондон, 1888 год. Для падших женщин на улицах стало вдвойне опасно – на них объявил охоту маньяк, который заманивает их в свои сети гроздью винограда, а потом перерезает каждой своей жертве горло и вырезает один из внутренних органов. Этого маньяка окрестили Джеком-Потрошителем.
Инспектор Фредерик “Фред” Эбберлайн – завсегдатай опиумного салона. Но он не простой наркоман, под кайфом он находит ответы и подсказки для расследования преступлений. Поэтому, когда к нему приходит сержант Питер Годли, чтобы сообщить о новой жертве в городе, Фред уже знает, что случилось.
Обследовав тело проститутки, Фред понимает, что преступник представляет собой совершенно необычного человека, искать его стоит среди образованных и богатых, потому что бедняк и профан такого изощрённого преступления не совершит.
Впечатления от фильма
Очень страшное описание, но на самом деле послевкусие остаётся как от романтической истории. При изобилии крови, органов, находящихся не внутри, а снаружи человека, уж каким-то романтизированным получился образ Джека-Потрошителя. Серия убийств в районе Уайтчапел (Whitechapel) в Лондоне произошла в реальности в 19 веке, многие из преступлений так и не были раскрыты, а маньяка назвали Потрошителем, но личность его не установили. Ещё его называли “Убийца из Уайтчапел” (Whitechapel Murderer) или “Кожаный фартук” (Leather Apron).
Если честно, то совсем не страшно. Это можно назвать страшной сказкой, но она по большей части “добрая”, богато декорированная элементами – виноградины для приманки, булыжная мостовая, которая метафорически напоминает вены с кровью внутри человеческого тела, очень затейливые видения Фреда под воздействием опиума. Да, обстоятельства жизни проституток, кто был объектом преследования со стороны Потрошителя, описаны подробно. Они нуждаются в деньгах, они голодают, они подвергаются ежедневному насилию, и защиты искать им негде. Они продают свои тела – вот парадокс, это единственное ценное, что у них есть, но оно же их позорит и оно же их и кормит. Их доход невероятно скуден – они не могут даже пуговицы купить для починки платья, найти место для ночёвки – совсем роскошь (показано, что они спят на скамье связанные верёвкой), что уж говорить о винограде, раз он помогает так легко заманить в ловушку.
И ещё – да, высокие чины не спешат погружаться в расследование глубоко, даже тогда, когда становится очевидным – преступник не собирается останавливаться, очевидно, что он ведёт опасную игру с определённой целью. Начальство и в этот момент склонно скрывать весь ужас, пытается смягчить происходящее для общественности. Это вполне реалистично.
Отличная фантазия, чтобы увлечь человека, не искушённого другими историями. По моему мнению, намного страшнее история (версия) получилась у Георга Вильгельма Пабста в драме “Ящик Пандоры” (Die Büchse der Pandora), где есть нагнетание ужаса, его внутреннее осознание. В “Из Ада” переборщили с мелодрамой, включив слишком восторженную линию любви между инспектором и Мери Келли (я говорю не о недопустимости, а о том, что для полицейского, злоупотребляющего наркотическими веществами, терзаемый невыносимыми воспоминаниями, работающий в захудалом районе, оказался слишком мягким для таких отношений; было бы интереснее увидеть в нём сопротивление). Но его, видимо, намеренно в сценарии прописали романтиком из викторианской эпохи.
Мне не хватило таинственности. В конце фильма Фред выходит на масонов. Это же загадочная, организация служителей культу, масоны обросли многочисленными теориями заговоров из-за их таинственных церемоний посвящения и данных ими клятв о неразглашении тайны. Почему-то атмосферу таинственности и загадочности не пропустили в целом через весь сюжет. И не вывели на первый план “эффект Джека-Потрошителя” как преступника с нераскрытой личностью, благодаря кому криминалистика поднялась на уровень выше, и кто стал первой звездой печатной прессы. Потому что во время его безумств стали появляться всё новые газеты, стремящиеся выделиться, освещая громкое дело.
Но есть и то, что мне искренне понравилось в фильме. Это исполнение роли инспектора Эбберлайна Джонни Деппом. Он напомнил мне Дина Корсо из “Девятых врат”, детектива, специалиста по старинным и редким изданиям. Впечатлила именно сама актёрская работа – ему подходит роль человека не от мира сего.
Понравилось то, как называют в фильме употребление запрещённых веществ – “гоняться за драконом” (chase the dragon). Так говорил сержант Годли о своём друге инспекторе. Сержант – это единственный человек, которому полностью доверяет Фред. И тронула традиция, о которой рассказал Фред своему другу, когда положил очередной погибшей на глаза монетки – как плату перевозчику между мирами, чтобы душа обрела покой, а не блуждала неприкаянной.
Интересный факт: триллер "Из Ада" основан на графическом романе Алана Мура и Эдди Кэмпбелла, а сюжет – на реальных событиях и персонажах.
Но фильм очень свободно обращается с фактами. Первая жена инспектора Фредерика Эбберлайна из романа умерла от туберкулёза через два месяца после их свадьбы, и она не была беременна. Эбберлайн женился второй раз, они прожили более 50 лет, но детей у пары не было.
Эбберлайн не был ясновидящим, никогда не употреблял опиум и абсент. Он умер в преклонном возрасте – в 86 лет.
В фильме из Фреда сделали городского сумасшедшего (пусть звучит странно, но в самом начале это вскользь обсмеивается, что ему нужна доза, чтобы отыскать ответы на вопросы о преступлениях). Он употребляет не только опиум, но подмешивает себе яд лауданум.