Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Вклад советских учёных в развитие психологии-7. Социальное пространство личности. В.С. Мухина

Продолжение.

Пятым звеном структуры самосознания личности ( по В.С. Мухиной) является Социальное пространство личности.

Валерия Сергеевна приводит слова советского и российского философа Г.Л. Смирнова:

"Личность это индивидуальное бытиеобщественных отношений"

Ребенок появляется на свет и буквально вбрасывается в социальные отношения, общество, культуру, где родился. Он не выбирает условий своего рождения.

Социум навязывает себя каждому конкретному человеку.

А человек в свою очередь и зависим от социума, и свободен.

Зависим тем, что он живёт в определенном обществе с определенными правилами. Ему необходимо находить с социумом общий язык, чтобы не быть из него выкинутым.

В то же время у человека есть выбор, внутренняя позиция, как относиться к тому или иному явлению, что предпринять.

Но это не абсолютная свобода, а свобода, скованная условиями социума и индивидуальными особенностями самого человека.

Таким образом, человек балансирует между принятием социума, идентификацией с социальными, группами, умением влиться в него и сохранением своей индивидуальности, которая не существует сама по себе, а интегрируется в обществе и открывается через других.

Условия формирования социального пространства личности являются воспитание, образ, быт семьи, культура этноса, в которой растет ребенок, проживание в определенном крае, определенной стране, время его жизни на глобальном уровне (какие события происходят в мире , в стране, в местности, где он живёт.

-2

Эти условия, преломляясь через внутреннюю позицию человека, его индивидуальные задатки, особенности, формируют характер личности, способности, ее ценности, убеждения, отношение к правам и обязанностям, усвоение правил общежития и т.д.

Социальное пространство личности является замыкающим звеном самопознания и включает в себя предыдущие четыре звена: представление о своем теле и имени, половая идентификация, притязание на признание и психологическое время личности.

Основа ее окончательно формируется к подростковому возрасту и проявляется через два направления:

1. Стремление освоить, овладеть разным диапазоном социума: от малых групп до участия в жизни страны, в жизни мира;

-3

2. Через рефлексию осознание своего места в социуме, как на конкретном, так и на глобальном уровнях.

Для чего же необходима структура самосознания В.С Мухиной? Чем полезна?

Она нам поможет, во-первых, с воспитанием детей, увидеть, что необходимо, чтобы у ребенка сформировался адекватный образ"Я", чтобы он чувствовал себя личностью в социуме, ощущал свою сопричастность группе, нужность социуму и уверенность в себе.

Во-вторых, во взрослом возрасте, глядя на эту структуру, мы можем посмотреть: какие звенья западают у нас, что именно в них западает и работать с этим в терапии.

Ведь, когда к нам приходят клиенты с запросом :"Помогите поднять мне самооценку", мы работает не с самооценкой: низкой или высокой, а именно со структурой самосознания человека, какие в ней особенности проявляются.

Представление о своем имени и теле. Притязание на признание.

Половая идентификация.

Психологическое время личности.

Картинки с просторов интернета

Телеграм: https://t.me/oksanatankova48

Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на страницу сайта, где статья напечатана.

Записаться ко мне на консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation

Skype: oksana-tankova3536

по телефону +7 (988) 576-88-85 ( лучше писать - ватсап, телеграм)

Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru