Найти в Дзене
Бурмистр.ру

Критика Приказа 74/114/пр. Документы, размещаемые ТСЖ

Изображение от pch.vector на Freepik
Изображение от pch.vector на Freepik

Поводом к написанию статьи послужило размещение в конце марта на официальном сайте Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области напоминания о необходимости размещения отчётной информации о деятельности по управлению многоквартирными домами за 2022 год.

Департамент напомнил, в частности, что ТСЖ и кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором осуществляли деятельность по управлению многоквартирным домом, размещают соответствующую информацию.

Для бодрости духа была и приписка, что неисполнение обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ, нарушение установленных сроков размещения информации либо размещение информации не в полном объёме лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, влечёт привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ.

Навскидку аналогичная информация нашлась на сайте ГЖИ Вологодской области…

И вот коллега, имеющий прямое отношение к ТСЖ, поднял вопрос о том, насколько соотносится Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29 февраля 2016 г. N 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» с тем, что написано в Жилищном кодексе РФ.

Так вот, в Разделе 10 Состава и сроков есть подпункт 16.1, который предписывает размещать «годовой отчёт о деятельности правления товарищества и кооператива».

Теперь возьмём в руки ЖК РФ и постараемся найти там всё, что связано с отчётом о деятельности правления ТСЖ.

Увы, но п. 8.2 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ (о том, что утверждение годового отчёта о деятельности правления ТСЖ относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ) – это единственная норма, которая упоминает именно отчёт о деятельности правления ТСЖ…

Да, есть ещё п. 3 ст. 148 ЖК РФ, но он говорит о другом документе, который называется отчётом о финансовой деятельности, причём не правления, а непосредственно ТСЖ.

Что же имеем? Правление ТСЖ обязано составлять и предоставлять общему собранию членов ТСЖ для утверждения отчёт о финансовой деятельности товарищества. А обязано ли правление составлять отчёт о своей деятельности? Нет, ибо нет в ЖК РФ соответствующей нормы!

В связи с этим возникают следующие вопросы:

а) вправе ли подзаконный акт (коим является Приказ № 74/114/пр) расширительно трактовать обязанности правления ТСЖ?

б) допустимо ли привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ за неразмещение документа, составлять который ЖК РФ не обязывает?

в) как разрешается коллизия упомянутого подп. 16.1 Состава и сроков и ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ?

Схватим дьявола за хвост – начнём с последнего вопроса.

Поскольку есть прямое на то указание, положения статей 45 – 48 ЖК РФ применяются при проведении общего собрания членов ТСЖ. Но при этом вполне допускается, что порядок проведения такого собрания может быть урегулирован в уставе ТСЖ. И что тогда?

По умолчанию (мало кто выдумывает «свой» порядок проведения собрания) работает ч. 1 ст. 45 ЖК РФ, где указано, что ежегодное собрание проводится… в течение второго квартала года, следующего за отчётным годом!

И когда размещать «отчёт правления»? В 1 квартале, как «приказано» Минстроем и Минкомсвязью, или же в указанный ЖК РФ срок, т. е. после собрания, проведённого во 2 квартале? А ведь теоретически собрание членов ТСЖ можно завершить 30 июня, и тогда вообще размещение чего-либо a priori случится в 3 квартале…

Сопоставление по иерархии норм ЖК РФ и Приказа 74/144/пр при всём уважении к обоим ведомствам не будет разрешено в пользу подзаконного акта, ибо ч. 8 ст. 5 ЖК РФ ни один юрист не забудет:

«В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса».

Опираясь на это правило, можем дать ответ и на следующий вопрос из обозначенных: нет, ни один подзаконный акт не может вводить дополнительные обязанности, не указанные прямо в ЖК РФ.

Обязанности правления ТСЖ перечислены в ст. 148 ЖК РФ, где хоть и приводится открытый перечень, но есть и строгое указание: иные полномочия могут быть предусмотрены уставом...