Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов. Ее развитие было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов.
В эпоху Киевской Руси образуется единая древнерусская народность и складывается единый русский литературный язык. В те далекие от нас годы восточные славяне стали грамотными. В Киевской Руси IX—XII вв. были основаны многие современные города СССР и созданы многочисленные художественные ценности, которые вошли составной частью в золотой фонд советской культуры.
Культура Древней Руси содержала в своей основе языческую культуру восточных славян, бережно сохраненную народом. Огромную роль в ее развитии играло устное народное творчество — былины, сказы, обрядовые и лирические песни, т. е. все то, что обычно называют фольклором. Народные мотивы проявлялись и в других областях древнерусского творчества — в художественном ремесле, архитектуре, живописи и литературе.
С начала X в. на Руси распространяется письменность. Договор князя Олега с Византией (911 г.) является одним из первых памятников русской письменности. В конце X в. появился древнерусский алфавит. Его составителями были болгарские миссионеры Кирилл и Мефодий (одна из систем алфавита так и называется — «кириллица»).
Существенную роль в развитии общеславянской культуры сыграло принятие Русью христианства. Оно способствовало широкому проникновению византийской письменности и искусства на русскую почву и распространению церковных школ. Учителями в юношеских школах чаще всего были представители низшего духовенства — дьяконы и дьячки. Учеников XIII в. наряду с простейшей грамотой обучали молитвам, цифири и даже коммерческой корреспонденции. Высшим учебным заведением средневекового типа был в известной мере Киево-Печерский монастырь. Он готовил церковных иерархов — игуменов, епископов, митрополитов. Каждый из них должен был пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу и в должной мере научиться красноречию.
Культура феодального общества полнее всего проявилась в городах, население которых наряду с феодалами, купцами и духовенством составляли посадские люди: мастера, мелкие торговцы, матросы «корабельных пристанищ», работные люди. Горожане представляли собой передовую часть широких народных масс. Их руками, умом и художественным вкусом создавались объекты и предметы бытовой феодальной культуры: крепости, дворцы, храмы, белокаменная резьба и многокрасочная финифть на коронах и бармах, корабли с носами «по-звериному», серебряные браслеты с изображением различных сюжетов. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами. Об этом говорят берестяные грамоты.
В XI в. на Руси появились первые библиотеки. Книги собирались и хранились при монастырях и княжеских дворах. Кроме церковных были и светские книги — хроники, изборники, сочинения древних историков и географов, переводы византийских авторов.
Выдающимися памятниками древней литературы являются русские летописи. Они, правда, мало отражали народную жизнь, так как летописцы, как правило, были регистраторами княжеских, монастырских и изредка городских дел. Тем не менее подробность записей и одновременное существование летописания в.таких главных центрах Руси, как Киев, Чернигов, Новгород, Владимир, Псков, Рязань и др., делают летописи ценнейшими свидетелями нашего прошлого.
Из среды летописцев Руси особо выделяется монах Киево-Печерского монастыря Нестор (начало XII в.). Он пришел в монастырь 17-летним юношей, был пострижен в монахи, а потом посвящен в дьяконы. Будучи образованным человеком своего времени, талантливым писателем и эрудированным историком, Нестор оставил потомкам три выдающихся произведения: «Повесть временных лет» («Откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуду Русская земля стала есть»; около 1113 г.), «Сказание о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия» (биография игумена Киево-Печерского монастыря, первого учредителя иноческого общества в русских монастырях; около 1088 г.). Летопись Нестора о первых веках русской истории переписывалась при Александре Невском, Иване Грозном и дожила в рукописной традиции до XVII в.
Большой историко-культурный интерес представляет для нас Киевский летописный свод 1198 г., составленный игуменом Выдубицкого монастыря Моисеем. Основанный в 1070 г., этот богатый монастырь располагался недалеко от Киева и имел, по-видимому, неплохую историческую библиотеку. В этом своде описываются не только киевские события, но и то главное, что происходило в Чернигове, Новгороде, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Рязани и других русских городах, а также за рубежом. При составлении свода Моисей использовал около 10 исторических рукописей, в том числе летописи Нестора, Владимира Мономаха и его сыновей, отдельные фрагменты летописей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, а также выдержки из Галицкой летописи.
Помимо исторических сочинений в Древней Руси создавались произведения других жанров: жития святых, поучения против язычества, сборники изречений, пословиц и поговорок, описания различных путешествий (хожений). Следует особо отметить «Хожение» игумена Даниила на Восток (около 1107 г.) — первого известното нам русского паломника. Даниил посетил святые места в Иерусалиме и описал свое путешествие настолько подробно, точно и интересно, что его труд долго оставался путеводителем по святым местам для многих русских паломников.
Свидетельством быстрого проникновения христианской идеологии в мировоззрение русских отцов церкви (невизантийцев по происхождению) служит сочинение киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» (около 1049 г.). Это знаменитое произведение древнерусской литературы написано с восторженным воодушевлением. Его первая часть — это панегирик новым идеям и понятиям христианства, а вторая — озаренное чувством национальной гордости похвальное слово о «старых» и «славных» князьях Русской земли. Перу Илариона принадлежат «Исповедание веры», «Поучение о пользе душевной ко всем христианам», «Слово к брату-столпнику». Он является автором церковного устава князя Ярослава. Выразителем новой идеологии на Руси был не только сам митрополит, но и целый кружок лиц, которым, по словам Илариона, хорошо «ведомы книги», «сладости книжныя».
Следует иметь в виду, что большинство памятников древнерусской письменности безвозвратно погибло во время нашествий монголо-татар. Но и немногие уцелевшие экземпляры убедительно говорят о самобытности литературы Древней Руси, для которой были характерны патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов и широкий взгляд на все исторические события.
Важным показателем культурного развития общества является архитектура. Наряду с литературными памятниками Киевской Руси до нас дошли многочисленные творения древнерусского зодчества. При князе Владимире в Киеве была построена Десятинная церковь, при Ярославе Мудром — знаменитый Софийский собор, Золотые ворота и другие сооружения. Софийский собор в Киеве стал центром русской митрополии. Своей монументальностью и богатством внутреннего убранства он символизировал могущество великого киевского князя. Многоцветная мозаика украшала центральный купол и арки собора, его стены были расписаны фресками, представляющими собой древнейшие памятники русской живописи. На фресках были изображены не только религиозные, но и бытовые сюжеты, в том числе портреты членов семьи Ярослава Мудрого. Сохранился и автограф (граффити) этого князя.
София в Киеве была не единственным творением древнерусских мастеров. Монументальные каменные соборы были построены в других городах: Софийские — в Новгороде и Полоцке, Спасо-Преображенские — в Чернигове и Переяславле-Залесском.
На Руси каменное строительство началось в X в., после принятия христианства. При постройке каменных сооружений древнерусские мастера, естественно, использовали опыт византийских зодчих, но при этом не слепо копировали их образцы, а вносили в каждое свое творение национальный колорит, собственное художественное видение. Все это говорит о высоком развитии у славян различных художественных ремесел и строительного мастерства.
Культура Древней Руси создавалась и утверждалась в период становления и развития раннефеодального государства. Поэтому, естественно, она имела классовый характер — феодалы были главными заказчиками и потребителями различных произведений культуры. Кроме того, на древнерусскую культуру огромное влияние оказывала церковь — ее потребностями было вызвано создание многих выдающихся памятников архитектуры, живописи и литературы. Культура Киевской Руси содержала много нового, передового, так как и феодализм, и христианская идеология для того времени были явлениями исторически прогрессивными. Классовая ограниченность феодальной культуры еще не проявлялась в такой степени, чтобы стать тормозом для дальнейшего ее развития.
Киевская Русь не была отгорожена стеной от своих соседей. Напротив, она занимала видное место в международных отношениях. Поэтому развитие культуры Древней Руси происходило в условиях тесной взаимосвязи со странами Европы и Азии. Общерусская культура не только органически впитывала в себя прогрессивные элементы культуры Запада и Востока, но и сама оказывала большое влияние на культуру народов Прибалтики, Поволжья, Польши, Чехословакии, Болгарии и других стран.
В дореволюционной отечественной историографии имело место ошибочное мнение о том, что в период феодальной раздробленности культура Руси испытала упадок и утратила свое общерусское содержание, присущее ей во время расцвета Киевского княжества. В действительности феодальная раздробленность способствовала укреплению феодальной формации и развитию новых центров культуры на Руси, русская культура переживала подъем и достигла высокого по средневековым меркам уровня развития. Она содержала в себе много прогрессивных черт и создала ряд выдающихся памятников, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
О дальнейшем поступательном развитии культуры на Руси свидетельствуют формирование местных ее центров, образование местных литературных и художественных школ. В них выявлялись и развивались местные древние традиции, которые потом в процессе общения между землями и княжествами становились общерусским достоянием. В XII—XIII вв. наиболее мощными из местных культурных центров являлись Великий Новгород, Псков, Влади- мир-на-Клязьме, Галич. Для культуры Новгорода и Пскова были характерны сильные демократические традиции, обусловленные вечевым строем и высокой активностью городского населения. Не утратили в то время значения культурных центров Киев и Чернигов.
Средством распространения грамотности и просвещения в народе служит национальный язык — его устное и написанное (а позже и печатное) слово. В этом отношении Русь по сравнению с католическими странами Европы имела большое преимущество: на Русской земле в качестве государственного и литературного языка применялся родной русский язык. Более того, для наших грамотных предков понятия «язык» и «народ» были идентичными. В первом дошедшем до нас произведении древнерусской литературы — «Слове о законе и благодати» Илариона сказано: «...вера бо благодатьнаа по всей земле простреся и до нашего языка русского доиде». «Национальное своеобразие русского средневековья заключалось и в том,— писал В. Чивилихин,— что на огромной территории от Ладоги до Азовского моря и от Карпат до Волги существовал единый язык, на котором люди разговаривали и писали понятные всем грамотным людям слова и фразы; у этого языка была в основном общая лексика, грамматический строй, правописание... Своеобразие нашего средневековья, включая его домонгольский период, состояло и в том, что письменный язык прекрасно обслуживал широкие массы русского народа в те времена, когда не только восточные ханы, но и некоторые западноевропейские короли были неграмотными».
Об относительно высоком уровне просвещения средневековой Руси и грамотности не только среди ее духовенства, но и в разных социальных слоях населения говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в наше время в древних русских городах. Выше говорилось о раскопках в Новгороде, где уже более полувека работает археологическая экспедиция Академии наук СССР. Ее научные сотрудники раскопали в древнейшем городе 21 000 кв. м площади при толщине культурного слоя 5—8 м и извлекли 130 000 находок, в том числе более 600 берестяных грамот. Найденная в 1981 г. на Славной улице на глубине 6 м 40 см древнейшая берестяная запись (№ 591) оказалась азбукой. В Смоленске археологи обнаружили 10 берестяных грамот, в Витебске — 1, в Пскове — 3, в Старой Руссе — 13. В Могилевской области первую берестяную грамоту нашли летом 1980 г. при раскопках Замковой горы древнего Мстиславля. Во многих местах археологи извлекали орудия письма — писала, что свидетельствует о наличии грамотных людей.
К XII—XIII вв. русское летописание давно стало делом государственной политики и идеологии. По объему и богатству политических, экономических, социальных, этнографических, географических, военныхт дипломатических и других сведений ему не было равных в мире. Летописи XII—XIII вв. продолжали сохранять свое общерусское значение, хотя на это время приходится расцвет летописания в местных феодальных центрах и летописцы широко использовали документы из местных княжеских архивов. Несмотря на местный субъективизм в выборе событий и фактов для освещения и трактовки их с позиций местного князя или церковного иерарха, летописцев отдельных земель объединял неизменный интерес к общерусским событиям.
Однако эта пора стала для русской культуры серьезным испытанием. Многочисленные нашествия, войны, пожары и погромы истребили неоценимые памятники письменности. К счастью, не так уж мало сохранилось этих уникальных свидетельств о далеком прошлом русского народа — в наших архивах числится на сегодняшний день около 1000 летописных манускриптов.
Наряду с летописями среди литературных памятников XII—XIII вв. видное место занимает церковная переводная литература. Внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие представления о Вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории и философии. Религиозное объяснение многих явлений природы и общества мешало, конечно, развитию научных знаний. Однако точная фиксация в переводной литературе таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, эпидемии и др., а также календарных явлений и примет времен года служила в конечном счете накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки. Сведения по математике, механике, астрономии, химии, агрономии и географии, содержавшиеся в переводных книгах, использовались в земледелии, ремесленном производстве, архитектуре, живописи. По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.
Обогатилась новыми темами и литература, но ее излюбленной формой осталось «Слово» с оттенками лирического, трагического, юмористического и эпического жанров.
«Слово о погибели Русской земли» оставшийся неизвестным автор из Переяславля-Залесского начинает с лирического восхваления Руси далеких времен Владимира Мономаха, перед которым трепетали все недруги родной земли. Восторгаясь красотой Руси, ее неоглядными просторами и несметными богатствами, автор восклицает: «О светло светлая и у красно украшенная земля Руськая! И многими красотами удивлена еси...» В европейской литературе только Петрарка в 1353 г. в сонете «К Италии» столь же возвышенно воспел свою родную землю. Далее этот светлый мотив внезапно обрывает трагичный — автор пишет о тяжелом положении Руси во время княжеских междоусобиц, которое он называет «болезным».
«Слово Даниила Заточника» (около 1197 г.) — яркое публицистическое произведение, написанное представителем мелкого служилого люда в виде письма-обращения к переяславль-залесскому князю Ярославу Всеволодовичу (отцу Александра Невского). Автор, образованный и умный человек, пострадавший за какое-то «художество», предлагает князю свои услуги, так как он «одеянием скуден есмь, но разумом обилен». По мнению известного советского историка В. Т. Пашуто, «Заточник — символический образ тревожного и скорбного времени, мизантроп, стоящий на распутье «аки древо на пути» — «мози бо посекают его и на огонь мечют». Неудачник, опустившийся дворянин, он изверился в людях — «не ими другу веры, не надейся на брата»».
Даниил — сторонник сильной княжеской власти — службу у князя называет «честью и милостью» и противопоставляет этому почетному делу унизительную службу у надменных бояр-богатеев, которые творят произвол над простыми людьми и все больше теснят князя: «...конь тучен, яко враг храпит на господина своего; тако боярин богат и силен умышляет на князя зло».
Даниил советует Ярославу Всеволодовичу не забывать о своих бедных слугах, а по сути деликатно упрекает его за безразличие к их судьбе: «Егда веселишися многими яствами, а мене помяни, сух хлеб ядуща; или пьеши еладко питие, а мене помяни, теплу воду пиюща от места незаветрена; егда лежиши на мягких постелех под собольими одеяла, а мене помяни, под единым платом лежаща и зимою умирающа».
«Слово Даниила Заточника» было настолько популярным, его так много переписывали и читали, что спустя 3§ лет в подражание ему анонимный автор, назвавшийся тоже Даниилом, написал свое «Моление» (около 1229 г.). «Моление» дает представление о характере древнерусского образования: псевдо-Даниил широко использует фольклор и обнаруживает превосходное знание Священного писания, умение извлечь из него подходящий пример или цитату и легкость владения библейским стилем. «Моление» любопытно и как первое известное нам русское сатирическое произведение, в котором с юмором и сарказмом описываются жизнь и быт представителей самых различных слоев древнерусского общества. Удельнокняжескому феодальному строю псевдо-Даниил дает краткую и смелую характеристику: «...богат возглаголеть — вси молчат и вознесут его слово до облак, а убогий возглаголеть — вси на нь кликнуть».
Вершиной литературного творчества на Руси конца XII в. является «Слово о полку Игореве». Личность его автора не установлена; наиболее аргументированная гипотеза Б. А. Рыбакова приписывает «Слово...» перу киевского тысяцкого Петра Бориславича, автора одного из самых интересных летописных княжеских жизнеописаний — Изяслава Мстиславича киевского.
В основу сюжета этого уникального во всех отношениях произведения, как уже отмечалось, положено описание исторического факта — неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г. Раскрывая смысл этого сюжета, автор проявил себя как замечательный политический мыслитель и подлинный патриот своей Родины. Он ставит важные и острые для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение? почему в двухвековой борьбе со степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения? Называя главную причину — междоусобные смуты среди русских княжеств, он страстно и проникновенно, образным и живым языком призывал к единению русских земель и преодолению княжеских междоусобиц.
Автор «Слова о полку Игореве» был и великим поэтом. «Плач» Ярославны, жены князя Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим страницам отечественной словесности.
Подлинник «Слова о полку Игореве» не сохранился. До нас дошел один из его поздних списков, сделанный безвестным переписчиком. Список этот случайно обнаружил и приобрел любитель древностей А. И. Мусин-Пушкин (1744—1817) у архимандрита Иоиля, взявшего его из библиотеки упраздненного Спасо-Преображенского монастыря. Произошло это в конце XVIII в. в городе Ярославле. В конце 1797 г. историк Н. М. Карамзин напечатал в гамбургском журнале заметку об открытии «Слова...». В 1800 г. в печати появился текст «Слова...», подготовленный Мусиным-Пушкиным совместно с учеными В. Ф. Малиновским и Н. Н. Бантыш-Каменским. Текст был опубликован одновременно на старославянском языке и в переводе Мусина-Пушкина на русском. В 1812 г., во время вторжения в Москву войск Наполеона, богатейшая коллекция древних рукописей, принадлежавшая Мусину-Пушкину, погибла. Так был утерян единственный из найденных список «Слова о полку Игореве». В 1817—1819 гг. В. А. Жуковский с текста 1800 г. выполнил перевод «Слова...», который просмотрел и в некоторых местах исправил А. С. Пушкин. Наиболее тщательное издание поэмы было выполнено в 1890 г. А. К. Симони.
Изучение гениального древнерусского произведения «Слово о полку Игореве», 800-летие которого отмечалось в 1985 г., привлекает ученых самых разных специальностей — историков, литературоведов, филологов, искусствоведов, археологов, палеографов, фольклористов. «Слову...» посвящены сотни трудов на многих языках мира.
Свою точку зрения на исторические события, запечатленные в «Слове...», предлагает академик Б. А. Рыбаков, автор ряда исследований о «Слове...». Доктор исторических наук С. А. Плетнева проводит археологические исследования, подтверждающие гипотезу академика Рыбакова о пути движения дружины Игоря и обстоятельствах ее гибели.
Историк и писатель А. Никитин в работе «Испытание «Словом...»» пишет: «Войти в новую тему — все равно что открыть для себя новый мир. В применении к «Слову о полку Игореве» такое утверждение оказалось вдвойне справедливым. Я открывал для себя не только XII век, в котором происходили события, описанные в «Слове...», и в котором жили его герои,— открывал для себя конец XVIII и начало XIX века, когда жили люди, нашедшие, прочитавшие и впервые истолковавшие этот неповторимый по своеобразию памятник нашей древней литературы» . Как видим, и в наше время не иссякает интерес к «Слову о полку Игореве», которое стало достоянием широкого круга советских читателей.
Как видим, и в наше время не иссякает интерес к «Слову о полку Игореве», которое стало достоянием широкого круга советских читателей.
В становлении и развитии архитектуры и живописи на Руси в XII—XIII вв. наиболее видную роль сыграли новго- родско-псковская и владимиро-суздальская художественные школы. Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохраняли в своих работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью аскетизм иконографических образов. Живопись того времени была составной частью интерьера культовых храмовых сооружений. В Новгороде было выполнено несколько монументальных живописных работ: в 1189 г. была расписана Благовещенская церковь в Аркажах, в 1196 г.— церковь Ризположения у Пречистенских ворот детинца, в 1198 г.— церковь Спаса на Нередице, в 1199 г.— Преображенские церкви в Старой Руссе.
Фрески церкви Спаса на Нередице — крупнейшего средневекового живописного ансамбля не только Руси, но и Европы — во всем блеске существовали до оккупации Новгорода гитлеровскими захватчиками, уничтожившими храм. Сама церковь, за исключением фресок, полностью восстановлена.
Каменное зодчество в условиях феодальной раздробленности не могло не утратить в какой-то степени свою былую монументальность. Но это не сказалось на архитектурной выразительности храмов, отличавшихся скромным изяществом своих форм и слитностью с окружающим пейзажем.
С большим размахом велось церковное храмовое строительство во Владимиро-Суздальской земле во время княжения Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Во Владимире в 1158—1161 гг. был возведен величественный и строгий Успенский собор, расширенный в 1185 г.; в 1194—1197 гг. построен торжественно-парадный «узорочный» Дмитриевский собор; в 1165 г. неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли. Этим храмам, построенным из местного белого камня, присущи удивительная пропорциональность, легкость и изящество объемов и линий, обилие фасадных скульптурных украшений и резная декоративная пластика.
Русская культура домонгольского периода по всем своим компонентам стояла в одном ряду с культурой Западной Европы и активно с ней взаимодействовала.
Источник:
Русская история. Популярный очерк - Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Москва • Мысль • 1992