Пошаговая инструкция: как подготовиться к работе и найти первых клиентов
Рассказываем, как выбрать формат пекарни, подобрать локацию, закупить оборудование и привлекать клиентов.
Шаг 1. Выбрать формат работы пекарни
У пекарен есть три ключевых формата работы:
- производство — пекарня сама печет хлеб и продает его магазинам, ресторанам и другим пекарням;
- розничный хлебный магазин;
- мини-кафе.
Форматы можно совмещать, но это не обязательно. Например, чтобы открыть магазин хлеба и выпечки или кафе-пекарню, не обязательно запускать свое производство. Магазин с вывеской «Пекарня» может допекать замороженные круассаны, а кафе — перепродавать выпечку и называться пекарней просто из-за своего ассортимента.
Шаг 2. Зарегистрировать бизнес и получить разрешительные документы
Понадобится зарегистрировать бизнес, выбрать коды ОКВЭД, систему налогообложения, открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу.
Зарегистрировать бизнес. Открыть пекарню может ИП или ООО. У ИП меньше отчетности, но если хотите работать с партнером, придется открыть ООО.
Выбрать код ОКВЭД. Код показывает ведомствам, чем занимается компания или предприниматель. Вот что может подойти для пекарни как основной код ОКВЭД:
- 10.71 — производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения;
- 47.24 — розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах;
- 56.10 — деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания
Выбрать систему налогообложения. Для пекарни-производства подойдет упрощенная система налогообложения — УСН. На УСН нужно платить 6% от доходов или 15% от разницы между доходами и расходами.
Установить онлайн-кассу и подключить эквайринг. Онлайн-касса требуется по закону, чтобы данные о продажах передавались в налоговую. А эквайринг нужен, чтобы покупатели могли расплачиваться картой, а не только наличными.
Шаг 3. Выбрать локацию
Оценивать место нужно по-разному — в зависимости от того, хотите ли вы открыть пекарню в центре или в спальном районе.
В центре города гуляют туристы и жители города. Когда выбираете локацию в центре, нужно ориентироваться на трафик — сколько человек проходят мимо локации и сколько из них могли бы заглянуть в пекарню.
Рекомендуем посчитать прохожих в течение всех предполагаемых часов работы пекарни, отдельно замерить будни и выходные. От общего числа прохожих в пекарню заглянут примерно 2% прохожих.
В спальных районах нужно оценить возможности жителей комплекса: жилой фонд, стоимость квартир, заселенность. Такую информацию о районе можно найти, например, в навигаторе малого и среднего предпринимательства.
Шаг 4. Выбрать помещение
Есть два варианта: выбрать любое понравившееся помещение и подготовить его в соответствии с требованиями или искать то, где уже была пекарня. Скорее всего, там сделано все необходимое и можно сэкономить на ремонте в производственной зоне.
Главное, чтобы помещение соответствовало требованиям санитарно-гигиенической службы и пожарной инспекции. Они указаны в техническом регламенте таможенного союза.
Шаг 5. Купить оборудование
Оборудование для пекарни-производства часто становится самой большой статьей расходов, но от него зависит качество продукции.
Что понадобится для производственной зоны:
- конвекционная печь;
- подовая печь — хлеб в ней выпекается на камне из шамотной глины;
- расстоечный шкаф. В нем хлеб стоит после замеса на расстойке перед тем, как отправиться в печь;
- тестомес;
- холодильник;
- высокие столы для пекарей.
Шаг 6. Купить инвентарь и инструменты
Помимо оборудования, в бизнес-плане пекарни нужно учитывать инвентарь:
- Расстоечные корзины для подового хлеба. В корзинах хлеб поднимается несколько часов или дней после замеса теста, до того как его посадят в печь.
- Формы для формового хлеба — буханок — и картриджи, чтобы объединять несколько форм и быстрее ставить их в печь.
- Лопаты, чтобы на них сажать хлеб в печь.
- Шпатели и лопатки — их используют, чтобы выравнивать поверхность хлеба.
- Лезвия для надрезов на хлебе.
- Профессиональные термометры, чтобы контролировать температуру в помещении и печи.
- pH-метр — чтобы измерять уровень кислотности. Он нужен для некоторых видов закваски, например для твердой Levito Madre.
- Льняная ткань, чтобы закрывать хлеб от заветривания, пока он расстаивается в формах или корзинах.
- Тележки для муки — она не должна храниться в мешках.
- Мукопросеиватель.
- Специальный нож для хлеба с зазубринами, который сможет разрезать хрустящую корочку.
- Профессиональные весы с погрешностью до 0,1 г.
- Решетки для остывания хлеба — на них хлеб перекладывают после отпекания.
- Тара для доставки хлеба, если у вас есть оптовые заказчики.
Шаг 7. Нанять персонал
Какие сотрудники обычно нужны в пекарне полного цикла со своим кафе:
- технолог — если предприниматель сам не разбирается в выпечке, консультация технолога нужна, чтобы составить технологические карты с рецептами хлеба;
- пекари. Можно нанять универсального специалиста или двух работников — один будет замешивать тесто, а другой заниматься формовкой;
- бухгалтер;
- кассир;
- бариста.
Есть опциональные вакансии — например, специалисты по ремонту оборудования.
Шаг 8. Найти поставщиков муки
Скорее всего, нужно будет работать с несколькими поставщиками, потому что для разных изделий нужна разная мука.
Поставщики, которых рекомендует наш эксперт:
- MUKAMUKA;
- Белонежная;
- Французская штучка;
- Черный хлеб;
- Гарнец;
- Олег Пекарь.
Часто поставщик при начале сотрудничества готов привезти 5—20 кг муки, так что будет возможность попробовать приготовить на ней разные изделия.
Шаг 9. Продвигать пекарню
Продвигать пекарню можно и онлайн, и офлайн.
Онлайн-продвижение — соцсети, агрегаторы доставки и карты, например 2ГИС.
Чтобы покупатели прониклись философией хлеба и увидели, какой труд за ним стоит, нужно показывать жизнь пекарни изнутри — как готовится хлеб, что в него добавляют, как проходит рабочий день пекаря.
Рекомендуем использовать максимальное количество каналов — зарегистрироваться и на общих картах, как Яндекс или 2ГИС, и на тематических, как Restaurant Guru.
Офлайн-продвижение. Это в первую очередь общение. Можно проводить мини-экскурсию по магазину, если у покупателя есть время и видно, что человек настроен пообщаться. Можно рассказать, чем хлеб на дрожжах отличается от хлеба на закваске или чем отличаются разные сорта муки. Покупатели могут проникнуться доверием, а еще будут знать, что им всегда помогут с выбором.
Больше полезных материалов — на сайте Бизнес-секретов.