«Предлинные галереи разделены железною решёткою: на одной стороне — женщины, на другой — мужчины. В коридоре окружили нас первые, рассматривали с великим вниманием, начинали говорить между собою сперва тихо, потом громче и громче и, наконец, так закричали, что надобно было зажать уши. (...) Многие из мужчин заставили нас смеяться. Иной воображает себя пушкою и беспрестанно палит ртом своим; другой ревёт медведем и ходит на четвереньках. Бешеные сидят особливо; иные прикованы к стене. Один из них беспрестанно смеётся и зовёт к себе людей, говоря: «Я счастлив! Подите ко мне; я вдохну в вас блаженство!» Но кто подойдёт, того укусит...»*
* Н. М. Карамзин. «Письма русского путешественника»
Сразу раскроем интригу заголовка: больница, о которой пойдет речь, называется Бетлемская королевская больница, или Бедла́м (англ. Bedlam, искажённое от англ. Bethlehem — Вифлеем).
Построено сие заведение было в XIII веке в Лондоне и изначально называлось госпиталем святой Марии Вифлеемской. Сначала в нем находили приют разные обездоленные: одинокие старики, бездомные и сумасшедшие. Всем управляли монахи, считавшие, что главной целью их несчастных «постояльцев» должно быть духовное излечение. С этой благой целью, вероятно, применялись наказания «грешной плоти» в виде принудительного поста, заключения в одиночестве и даже использования кандалов и колодок (кои были обнаружены).
В XIV веке контролировать больницу стали чиновники, и все стало... еще хуже. Если монахи преследовали возвышенные мотивы при порой суровом обращении со своими пациентами, то чиновниками руководила корысть и равнодушие к несчастным. Пожертвования, которые предназначались больным, расхищались почти полностью. Например, в 1598 году комиссия, посетившая Бедлам, установила, что больные (подчас это были и просто чьи-то «лишние» родственники) находятся в крайне истощенном состоянии, одеты в лохмотья и пребывают в ужасающей грязи. Комиссии приходили и уходили, а вот пациенты так и оставались в этом заведении, питаясь объедками и ночуя в холодных и сырых помещениях на грязной соломе. Приблизительно с этого времени название госпиталя и стали нарицательно использовать при обозначении беспорядка и запущенности.
Государство старалось улучшить условия проживания в Бедламе. Например, к концу 1670-х годов госпиталь расширился: появились новые пристройки для все возрастающего числа пациентов. Но внутри новых стен царила все та же старая и недобрая коррупция и корысть управленцев. Именно желание заработать на доме скорби и подтолкнуло персонал на создание невиданного ранее «развлечения»: с конца XVII века любой желающий (за мизерную плату в 2 пенса) мог прийти в Бедлам на своеобразную экскурсию.
Посетители были рады посмотреть на безумных или спровоцировать их
Желающих поглазеть на душевнобольных было много. Известно, что в выходные и праздничные дни Бедлам посещали многочисленные группы любопытных, в том числе благородного происхождения. Эти посещения носили «воспитательный» характер в духе: «смотрите к чему приводит грешная жизнь!». В то время верили, что расстройства разума являются прямым следствием распущенности и порока. Впрочем, сей высокодуховный воспитательный мотив не мешал посетителям пугать криком, тыкать пальцами или иным образом злить больных, чтобы интереснее было наблюдать за проявлениями их безумия. К сумасшедшим не проявляли особой жалости, ведь их состояние считалось карой Божьей за ранее совершенные грехи.
Именно этой темой и вдохновлялся Уильям Хогарт (1697-1764) при создании своих 8 полотен под общим названием «Карьера мота» (A Rake's Progress). Листая галерею Вы сможете ознакомиться с историей молодого человека получившего наследство и (в связи со своим разгульным образом жизни) оказавшегося в Бедламе.
Отношение добропорядочных англичан к их потерявшим рассудок соотечественникам несколько смягчилось после того, как стало известно о душевном расстройстве короля Георга III. Ведь в этом случае пришлось бы обвинить в серьезных грехах самого монарха!
После 1770-х годов массовые «экскурсии» в Бедлам прекратились. Стало ли от этого лучше пациентам? Едва ли.
Карательная психиатрия
В 1795 году главным врачом заведения стал Джон Хаслам, ярый поборник карательной психиатрии. Он верил, что безумие можно изгнать из пациента, применяя к нему физическое и психологическое воздействие. Несчастные пациенты в дополнение к отвратительным условиям жизни стали получать еще более ужасающее «лечение» в виде обливания холодной водой, кровопусканий, воздействия тока и старых, недобрых, но проверенных способов вроде заковывания в цепи. (Очень надеюсь, что Дзен не заблокирует статью за шок-контент, ведь я умышленно опускаю все подробности и еще более шокирующие способы варварских экспериментов над душевнобольными людьми, которые применялись в Бедламе).
Эта ужасная страница истории Бедлама была завершена благодаря филантропу-квакеру Эдварду Уэйкфилду, который однажды ознакомился с устройством больницы изнутри, посетив ее под видом родственника одного из больных. После он описал, что видел там прикованных к стенам, заморенных голодом людей. Разразился скандал, руководство больницы было заменено, и наконец-то условия для пациентов значительно улучшились. Тому способствовал и парламент, принявший ряд необходимых законов.
Бедлам за свою историю неоднократно переезжал и функционирует до сих пор, хоть больше и не славится скандалами. Но его название все еще остается нарицательным для обозначения хаоса.
Благодарю за прочтение!
Лайки 👍 помогают продвижению канала. Благодарю всех неравнодушных!