Найти тему
Банки.ру

Россиянам рассказали, что делать, если счет или карту заблокировали за благотворительность

Оглавление

В июле Сбербанк массово блокировал счета, карты и онлайн-приложение активистам, которые собирали деньги на помощь украинским беженцам в России, а также их жертвователям. Это происходило с формулировкой «участие в денежных сборах на сомнительные цели». В основном банки так поступают в соответствии с 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», пишет Forbes.

Что произошло?

Как правило, кредитные организации стремятся заблокировать подозрительные операции, однако в соответствии с законом они обязаны уведомить владельца счета о блокировке и дать ему возможность предоставить все подтверждающие документы. Однако, как заявили активисты, собиравшие помощь украинским беженцам в РФ, блокировка со стороны Сбербанка произошла неожиданно. При этом под блокировкой оказались не только счета самих благотворителей, но и их жертвователей.

«Перед блокировкой представители банка не связывались ни со мной, ни с организацией и не запрашивали никаких документов. После моего запроса банк 19 июля прислал ответ, что счета и карты были заблокированы на основании 115-ФЗ с формулировкой "обнаружены признаки участия в денежных сборах на сомнительные цели". В отделении Сбербанка нам не смогли пояснить, какая из трансакций кажется банку подозрительной, и не нашли запроса из Росфинмониторинга», — отметил один из активистов.

Какие могут быть последствия?

В основном такие действия банков наносят репутационный урон благотворительной организации: граждане начинают бояться переводить средства таким адресатам. В результате тем, кто попал под блокировку, приходится доказывать свою благонадежность, и дополнительно они на время лишаются доступа к средствам. При этом, несмотря на то что блокировка по таким основаниям не является поводом для отказа в открытии счета в другом банке, кредитные организации могут обмениваться данными о клиентах, опасаются юристы.

В то же время юридически правомерного механизма по доведению этой информации до других банков нет, но организации должны относить клиентов к группам риска совершения подозрительных операций, о чем информируется ЦБ. В дальнейшем уже регулятор может передать информацию о подозрительных клиентах в банки.

Что делать?

Стандартная процедура блокировки счета по 115-ФЗ предусматривает уведомление клиента о блокировке счета и предоставление ему возможности представить документы, подтверждающие легитимность средств на счете. Тем не менее это не всегда так работает. В связи с таким положением дел юристы дали несколько советов, которые помогут восстановить доступ к счету:

  1. Необходимо связаться с отделом безопасности банка или его юридическим отделом и попросить разъяснения.
  2. Подготовить документы и информацию, подтверждающие благонадежность и легальность всех денежных операций: квитанции, чеки, контракты, договоры или другие документы.
  3. Если банк не разблокирует счет и отказывается предоставить разъяснения, необходимо обратиться в ЦБ РФ и в суд.

Стоит также помнить, что банки не имеют права распоряжаться заблокированными средствами на счете клиента без соответствующего решения суда. В случае расторжения договора банковского обслуживания владелец счета вправе получить свои деньги в полном объеме за вычетом комиссий.