Уже более 10 лет назад была выпущена в свет первая версия программы eXtreme Gammon, где нардистам впервые был представлен новый показатель качества игры - Performance Rating (PR). Далее буду называть его русскими буквами - ПР.
Напомню, как считается ПР:
- Каждый ход определяется разница в эквити между лучшим ходом по мнению программы и сделанным ходом.
- Все "потерянные" эквити суммируются и полученная сумма делится на количество невынужденных ходов, то есть не учитываются "танцы на баре" и единственно возможные ходы. Это средняя ошибка за ход.
- Для лучшей восприимчивости человеком средняя ошибка умножается на 500 и получается ПР.
Примечание: в программе GNU Backgammon средняя ошибка (Error rate) вычисляется делением на ВСЕ ходы и на 500 не умножается.
Через некоторое время весь мир заразился ПР-манией . Дошло до того, что проводится чемпинат мира (по версии Галактики), где за лучший ПР дают очко, такое же как и за победу во всем матче.
Но далеко не все нардисты верят, что ПР - это наше все. Такие люди сторонников ПР пренебрежительно называют "пиарастами". Многие из них думают так:
А почему все стали так сильно заморачиваться на PR? Ладно, если бы просто силу посчитать для фана (или приза отдельного). Но ведь на турнирах его уже стали учитывать при определении победителя. Порой смешно получается: человек выиграл с разгромным счетом, но PR у него хуже, поэтому матч на полном серьезе считают закончившимся вничью. Это как если бы в футболе команда давила-давила, но никак забить не могла, затем пропустила гол в контратаке, но очков за матч обе команды получили одинаково чисто за то, что проигравшие играли сильнее.
Как считают эксперты?
Самый глубокий российский исследователь игры и форматов турниров Петр Мальков рассказал о своем матче с программой и задал вопрос, показав свой ПР в отдельных партиях. Вопрос такой - в каких партиях он успешно применил стратегию с названием "обратная игра"? Думаю, здесь прозрачный намек на несоответствие результата этих партий и оценки игры человека программой в виде ПР.
А ведь в описании программы прямо указано, что:
Необычные позиции могут быть оценены неправильно, так как нейронная сеть не была тщательно обучена на них.
Возникает резонный вопрос:
Насколько правомерно присваивать официальные разряды и звания, а также вручать кубки, только на основании показанного ПР?
А как в шахматах?
Шахматы - такая же популярная настольная игра и многие нардисты пришли из них. Поэтому многое, что происходит в нардовом мире, сравнивают с шахматным.
Не так давно в шахматах появился аналог ПР - Количество потерянных сантипешек. Это единица измерения, которую используют в шахматах в качестве представления преимущества. Сантипешка равна ¹/₁₀₀ стоимости пешки, то есть 100 сантипешек равны 1 пешке. Эти значения не играют никакой роли в игре, но полезны в компьютерных шахматах и для компьютерного анализа при оценке позиций. Ход по первой линии компьютера означает нулевую потерю сантипешек, а любой другой ход ведёт к ухудшению позиции, которое выражается в потере сантипешек. Чем хуже ход, тем больше значение потери. Это значение может использоваться как индикатор качества игры. Чем меньше потеря сантипешек на ход в среднем, тем сильнее игра.
Тем не менее, шахматисты пока не додумались присваивать спортивные разряды и раздавать звания по результатам анализа матчей, где видна сумма расхождений с первой линией. Даже рейтинг игроков является второстепенным показателем. А что действительно важно, так это хороший результат в турнирах, то есть процент набранных очков.