Найти тему
Hyundai XTeer

Масел много, а есть ли качество? Особенности импортозамещения на рынке смазочных материалов России

Оглавление

Этим летом Национальный автомобильный союз (НАС) направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой принять меры по устранению дефицита качественных смазочных материалов в стране. Автовладельцы просят власти субсидировать нефтехимические предприятия, освободить отечественные НПЗ от налога на прибыль, — словом, сделать всё возможное, чтобы те, наконец, начали производить товары достойного качества с приемлемой ценой. 

В то же время, сами представители отрасли, а также Минэнерго и Минпромторг в один голос твердят об отсутствии дефицита автомасел в стране. Вроде бы, импортозамещение идёт полным ходом, а автовладельцам нужно просто перестать думать об ушедших с российского рынка зарубежных брендах и обратить взоры, наконец, в сторону продукции российского производства. Так как же обстоят дела на самом деле? 

Максимум, премиум, платину, люкс...
Максимум, премиум, платину, люкс...

Начали с рекламы

Первый шок от ухода мировых брендов смазочных материалов действительно остался позади. И если на какое-то время с телевидения и других носителей фактически пропала реклама автомобильных масел, то сейчас она опять появилась. Правда, «на манеже» теперь не импортные товары, а отечественные. Именно с помощью рекламы российские производители принялись преодолевать сформированную годами потребления тягу российских покупателей к проверенным временем импортным товарам.

Активно и разнообразно продвигаются как новые бренды моторных масел, так и инновационные линейки продуктов от хорошо всем известных производителей. На рынок выводятся масла, якобы созданные с применением передовых мировых технологий и отвечающие самым современным стандартам качества. Об этом потенциальные потребители масел узнают из рекламы, оставаясь при этом совершенно не посвящёнными в детали. Например, далеко за скобками остаётся информация о том, из какого конкретно сырья производятся новые продукты, кто именно оценивает их «премиальное» качество и какими документами оно подтверждается. А ведь это самое интересное…

Засада с присадками

По подсчётам аналитиков, в России ежегодно производится около 2,6 млн тонн масел ежегодно. Это кажется более чем достаточным, учитывая тот факт, что потребление составляет 1,8 млн тонн. А учитывая ещё и то, что наиболее крупные российские нефтяные компании в последние годы непрерывно наращивают объемы производства, никакого дефицита моторных масел действительно быть не должно. Если бы не одно НО… 

Как следует из упомянутого в начале статьи письма НАС в адрес правительства, дефицит качественных моторных масел, с которым сейчас столкнулись автомобилисты, возник из-за нехватки необходимых высокотехнологичных присадок для их производства. Так как последнее в нашей стране годами не развивалось, основная часть выпускающихся сейчас российских масел – это продукция устаревших типов. Особенно остро проблема стоит перед владельцами коммерческого транспорта: в настоящее время они вынуждены использовать смазочные материалы более низкого качества, чем этого требует регламент техобслуживания.

Качественное масло - это качественная база плюс качественные присадки.  Фото: открытый источник Яндекс.Картинки
Качественное масло - это качественная база плюс качественные присадки. Фото: открытый источник Яндекс.Картинки

Импорт на импорт

До введения санкций 60% спроса на присадки в России обеспечивалось импортом, а по некоторым наиболее сложным компонентам — более чем на 90%. После введения санкций отечественные производители стали вынуждены искать новые способы закрыть свои потребности, и нашли их, как водится, в странах Юго-Восточной Азии. Сейчас 95% импортных присадок в РФ – это присадки из Китая. Какого они качества и чем это качество подтверждается, никто не знает, поскольку ни один отечественный производитель масел, приобретающий китайские присадки, об этом в открытую не говорит. В чистом же виде выходит, что один импорт был заменён на другой, а собственного полноценного производства присадок в России по-прежнему нет. 

Конечно, нельзя отрицать, что положительные изменения в этой сфере уже наметились. Так, новую линию по производству присадок для моторных масел весной этого года запустило химпредприятие из Дзержинска «Макс НН», на долю которой и раньше приходилось примерно 30% всех присадок на российском рынке.

А в начале июня появилась новость о том, что оператор бизнеса масел «Газпром нефти» — «Газпромнефть-СМ» — приступил к реализации проекта технологического развития Омского завода смазочных материалов, в рамках которого, в частности, модернизируют установку по выпуску синтетических сульфонатных присадок – одного из ключевых компонентов современных моторных масел. Чтобы наладить производство собственных синтетических компонентов и пакетов присадок на их основе, мощность комплекса планируется увеличить в 4 раза.

Но, как ни крути, всё это – только на старте, в процессе запуска, и какие бы перспективы это ни сулило – речь всё ещё только про перспективы. Притом весьма далёкие, поскольку, чтобы получить пакеты присадок уровня качества Lubrizol, Afton и других мировых лидеров отрасли, просто взять готовые формулы и смешать ингредиенты в миксере недостаточно. Для этого требуются годы непрерывных испытаний – лабораторных, стендовых, полевых. Не говоря уже о том, что пока совершенно не понятно, кто должен и будет на практике этот уровень качества подтверждать, т.е. сертифицировать новую продукцию отечественного производства.

Взять и смешать - недостаточно! Фото: открытый источник Яндекс.Картинки
Взять и смешать - недостаточно! Фото: открытый источник Яндекс.Картинки

Качество без стандартов

Увы, но в РФ нет ни одной организации международного уровня, которая занималась бы стандартизацией и сертификацией смазочных материалов. До недавнего времени все отечественные масла, претендовавшие на высокое качество, получали сертификаты международного уровня в таких организациях, как API (Американский институт нефти), ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей) и некоторых других. Кроме того, ряд масел российского производства имели официальные одобрения отдельных мировых автопроизводителей. 

Весной 2022 года из-за санкций действие международных сертификатов было приостановлено и с тех пор не возобновлялось. Отозвали свои сертификаты и почти все покинувшие рынок РФ автопроизводители. Некоторые контракты с последними, правда, удалось сохранить, и сейчас это предмет особой гордости производителей тех российских масел, у которых до сих пор имеются действующие допуски того же Mercedes Benz. Но таких продуктов остались единицы. 

Получается, что за минувшие 1,5 года ни одно масло российского производства не получило ни одного международного сертификата качества. И это при том, что состав масел не остался прежним – в них, как минимум, были полностью заменены пакеты присадок. Маркировки API, ACEA и т.п., между тем, с этикеток отечественных товаров никуда не исчезли. Обозначения допусков можно увидеть как на канистрах давно существующих в продаже масел, так и на совсем свежих новинках, которые уж точно никто и никогда не сертифицировал. Однако ничего противозаконного в этом нет: если производитель считает, что масло по основным параметрам соответствует какому-либо стандарту, то он имеет полное право сообщать об этом потребителю в той или иной форме. А есть сертификат или нет – об этом никто по умолчанию докладывать не обязан. 

Попытки взять ситуацию «на контроль», чтобы сертифицировать, по крайне мере, вновь появляющиеся продукты хоть каким-нибудь местным российским способом, отдельными российскими компаниями предпринимаются, но о каких-либо конкретных работающих сервисах говорить пока рано. При том, что цели, озвучиваемые авторами подобных проектов, самые благородные, предстоит ещё очень много работы, прежде чем система сертификации будет полностью отлажена, а сами сервисы станут привлекательными, в первую очередь, для производителей смазочных материалов.

Магазинные полки явно не пустуют, и выбор определённо должен быть.  Фото: открытый источник Яндекс.Картинки
Магазинные полки явно не пустуют, и выбор определённо должен быть. Фото: открытый источник Яндекс.Картинки

На фоне всего вышеперечисленного, тяга отечественных автовладельцев к импортным товарам вполне объяснима. А если учесть, что импорт – это не только ушедшие европейские, американские и японские бренды, но и оставшиеся с нами азиатские масла, мотивы потребителя, никак не желающего покупать «своё родное», более чем понятны. Так, например, у официально поставляемых в РФ южнокорейских масел HYUNDAI XTeer имеются подтвержденные сертификаты качества API, ACEA, ILSAC и целого ряда автопроизводителей. Присадки, которые используются при производстве этих продуктов – те самые, от мировых лидеров отрасли, проверенные временем и опытом миллионов автовладельцев. И что интересно, стоят эти масла, будучи импортом в полном смысле слова (так как и производятся, и фасуются в Южной Корее, а также и приобретаются для России за доллары США), примерно столько же, сколько и российский «премиум» с китайской составляющей.

А какие предпочтения у наших уважаемых читателей? Покупаете ли вы импорт – или доверяете качеству отечественных товаров?