Найти тему
Максим Шишов

Психоаналитические заметки об обсессивно-компульсивном опыте

Караваджо - Призвание апостола Матфея (1599)
Караваджо - Призвание апостола Матфея (1599)

Хочу поделиться с вами некоторыми заметками об обсессивно-компульсивых (навязчивых) феноменах, которые были собраны мною из разных источников. Ссылаясь на них, я зачастую объяснял тот или иной опыт, отмеченный мною во время работы. В виду своей сложности зачастую не получалось его «прочувствовать», да и собственно тема на самом деле непростая, однако часто встречаясь в жизни, оставаясь при этом нераспознанной. Хочется признаться, более-менее целостная картина начала складываться не сразу. Вместе с тем хочется выделить в этом опыте некоторую структуру, основные моменты которой и хочется осветить.

Опыт навязчивости в теории либидо

По Фрейду проявления навязчивости является одним из средств вторичного захвата либидо от объектов [8]. При нарциссической травме происходит отщепление либидо от объекта (утрата важного объекта) и либидо стремится вернуться к нему или другому замещающему объекту. Оно может быть интровертировано, направлено внутрь, и в таком случае будет сопровождаться болезненным процессом, шизоидными инвестициями. Так же оно может быть направлено вовне по истерическому, фаллическому типу. Конкретно в случае того, что Фрейд называет неврозом навязчивости, оно отыгрывается вовне при помощи анальных, садо-мазохистических процессов.

Смысл симптома

Обсессивно-компульсивный опыт – это опыт навязываемого контроля. Контроль навязчив по той причине, что он скрывает что-то, за что ощущается вина, проявляемая в агрессивных или депрессивных импульсах. Бессознательное отыгрывание «совершенного преступления». Мытарства.

Опыт наслажения зачастую связан с опытом отвращения. Такое положение связано с тем, что отвращение – это эмоция, которая регулирует дистанцию, отвращение от ужаса. Причины этого зачастую скрываются в раннем опыте невозможности доверять и полагаться на окружающую среду, обесценивающую телесный опыт и чувства, формирующую вытеснение некоего чувства «которое не следует чувствовать» [7]. Это дистанцирование от телесных ощущений, попытка их контроля и попытка занять безопасную, комфортную, беззаботную позицию. В этом проявляться некий способ достижения первично-нарциссичного состояния:

«Только в одиночестве, свернувшись клубочком в укромном уголке, я мог дышать, когда я дрожал. Только мое одиночество утешало меня» [7].

Деструктивность в способе установления внутренних и внешних границ (высокие OA2, OI2 по тестам Аммона) в таком случае будет очерчивать симптомы нарциссической травматизации, и также выражать способы дистанцирования от телесных ощущений или их проецирования на другого:

«Я могу быть ангелом света или ангелом тьмы… Ничто не могло меня остановить, кроме чувства возвращения к моим чувствам и боли… Если я оторвусь от них, я могу делать что угодно и чувствовать себя праведно» [7].

Архетип

На внешнем слое такой архетипической динамики находится Аполлон, как покровитель наук, искусства, всего когнитивного, но так же и гимнастики, контроля над телесностью, выражающейся в самоконструировании тела, как в спортзале, так и контроля при помощи таблеток, препаратов, БАД, медицины. Телесные проявления архетипа могут иметь широкие проявления, хотя само ядро астеничное, худощавое, но могут быть и компенсаторные компульсивные переедания, цель которых переключиться от тревожных ощущений. Именно в мифах об Апполоне впервые появляется жертвоприношения мяса [2], что является метафорой отбрасывания, вытеснения, жертвования телесного. В женском варианте может быть Артемида. Также может проявляться как Нарцисс, но не истерический и демонстративный, а нарцисс в когнитивном смысле, познающий себя. Так или иначе, стоит отметить, что это именно Аполлон, а не Гермес-Меркурий, который является архетипом трикстерской природы. Взаимодействие Апполона и Гермеса – предмет отдельного разговора, мы можем встретить их у Р. Грейвса (глава «происхождение и деяния Гермеса») [2].

Бог света, как озарения мыслью, Люцифер (лат. Lucifer – «светоносный»), фосфор (гр. Φωσφόρος – «несущий свет»), Артемида-Селасфора («Светоносная»), Диана (Diana Lucifera), но не Люцифер, в смысле Венеры, то есть ассоциирующийся с эротической-фаллической составляющей, присущий для истерии, но анального эроса контроля («50 оттенков серого», БДСМ).

Внутренний архетипический слой зачастую представляют уничтожающая Кали, темные женские архетипы, Вавилонская блудница, черный маг, архетипическая пара Гарри Поттер / Волан-де-морт (тот, кого нельзя называть по причине ужаса).

Защиты

Шизоидно-параноидные, прикрывающие крах депрессивной позиции. На внешнем слое таких защит находятся агрессивные уретральные и садо-мазахистические анальные защиты, отыгрывания «acting-out». На внутреннем слое: шизоидные процессы расщепления, диссоциации и оральные защиты, связанные с депрессией и привязанностью. Встречаются такие защиты, как: рационализация, интеллектуализация, изоляция, репрессия, регрессия, проекция, проективная идентификация. Защиты и компенсаторные структуры направлены на то, чтобы контролировать неопределенность, фоновую, латентную тревогу, телесные ощущения в их нераспознанности.

Перенос и контрперенос

Здесь встречаются все виды переноса, причем смешанные в некий клубок. Может возникать ощущение, будто распутываешь не клубок событий, а клубок переносов: нарциссических, объектных, архетипических. Эти переносы, как стрелы Аполлона, и порою возникает чувство, что непонятно откуда они летят, и при этом еще и попадают. Этот процесс схож с образованием их мыслей – острых, точных, умных. В таком поведении могут начать контролировать, критиковать, раздражаться, обижаться на терапевта. Может создаваться впечатления общения с всезнайкой, выскочкой. Могут переносить на терапевта роль заботливого, но требовательного и осуждающего родителя [6]. Могут ассоциировать с родителем и «сажать терапевта в клетку», в попытке успокоить свой разум [7]

В контрпереносе ощущается дерзость, острота, игры смыслов, двойные посылы, вилки в коммуникации [9] Латентная тревога, иногда всплески деструктивной тревоги. Терапевту может потребоваться порою «залечивать» себя в ходе сессии. Проявляются чувства зажатости, осады, плена, несвободы, страх взрыва, загнанности в угол, бестелесности, страх заражения, непрекращающегося желания убежать, тело напрягается и застывает, центр тяжести поднимается вверх (незаземленность), дыхание незаметно становится поверхностным, воздух становится стерильным. Может казаться, что клиент находится по ту сторону железного занавеса и неуместное слово может «пронзить его душу и разорвать плоть», вызвать приступ нарциссической ярости, терапевт может чувствовать в этом опыте свою бесполезность, желание отступить. В тоже время при отступлении, оставлении клиента одного возникает «теплая боль», вызванная захватом либидо от объекта, воздух при этом становится холоднее, ужас сильнее [7]. Клиент может ощущать в этом случае то, что чувства пробуждаются и становятся внимательными, включается реакция «замри», это можно выразить родительским негативным посланием:

«Ты виноват, я не буду любить тебя, иди в свою комнату и подумай о своем поведении».

Психогенетика

Роли представлены в психологическом смысле, в реальности эти роли могут быть инвертированы или ассоциироваться с другими членами семьи, окружения.

Мать кастрирующая, желающая идентифицироваться с мужчиной для того, чтобы «означать что-то». Из воспоминаний клиентки с навязчивым опытом о матери:

«Редкие моменты, когда мать позволяла себе расслабиться. Ей казалось, что мать принадлежит лучшей среде, нежели отец, она считала ее умнее отца; энергия матери, ее решительность, авторитет оказывали на нее буквально завораживающее действие».

Мать, в психологическом смысле забрала себе «фаллос» отца (в т.ч. из-за последствий войны, когда женщины стали брать «бразды правления» в свои руки), однако фаллос матери «сделан из фекалий», то есть из материнских садо-мазохистических проективных идентификаций [5]. И таким образом между ребенком и матерью устанавливается садо-мазохистическая связь [5].

Отец кастрированный, депрессивный, жалкий:

«В отношениях с матерью… ровно ничем – ничем, что свидетельствовало бы об уважении к отцу, об авторитете, которым он пользовался у матери» [5].

Выступает в семье неким психологическим контейнером для помещения туда негативных эмоций. Может отсутствовать, но при этом так же оставаться «контейнером». Отец осаживается в ролевой модели проективными отщепленными элементами членов семьи, но иногда вспыхивает в своей остроте, архаичного содержания шизоидно-фрагментированного или орально-депрессивного.

Кастрированный фаллос отца заменяется анальным фаллосом матери [11], контролирующий чтобы, вдруг не стали известны некие неудобные онтологические, экзистенциальные истины, такие как [10]:

  1. Самоотчуждение – человек отчужден от самого себя.
  2. Лишение самовластия – человек над собой не властен.
  3. Самообман – человек обманывается по поводу самого себя.
  4. Бегство от самого себя – самоизбегание.

Восстановление этого отцовского логоса, смысла и опора на него, а так же поиск личного ответа на вопрос о том, как с этим жить является одной из мишеней работы с данным опытом:

«Видеть границы жизни и продолжать дышать» [7].

Опора на то, что Хайдеггер называет «забота» (забота Бытия о человеке). В случае восстановление этих смыслов возникают неожиданные и эмоциональные волны катарсиса, что сродни рыданию и наполненные красотой.

Стратегии работы

Терапия трудна, зачастую разочаровывает как терапевта, так и клиента, неопределенна, однако полезна. Периоды благополучия чередуются с периодами с выраженной симптоматикой. Значительную помощь приносит вовлечение семьи в терапию и психопросвещение. Здесь могут быть применимы различные терапевтические стратегии техники работы с пограничным опытом, примером чему может послужить случай «Человека-волка» Фрейда, стратегии направленные на работу с травмой.

Важно умение ждать в долгосрочной работе и умение работы на границе контакта в краткосрочных отношениях. Техники на открытие, выражение, высвобождение [3]. Техники для работы с тенью, фоном, отброшенным материалом. Интерпретативные техники, направленные на раскрытие взаимоотношений и переноса в паре клиент-терапевт, например техники М. Кляйн [4]. Отдельно стоит отметить У. Биона с концепцией «нападения на связи» [1], поскольку материал, высвобождаемый в ходе работы, будет проецироваться на поле отношений, зачастую в негативном ключе, по причине чего иногда приходится вести работу на границе контакта. Следует «научить относиться к навязчивым идеям с любовью» [5] и заботой, то есть проживать депрессивную позицию и принимать тот опыт, что за ней стоит, что зачастую достигается раскрытием фантазмов соперничества путем прояснения отношений в «здесь и сейчас». Таким образом, достигается реабилитация отцовского Логоса (фаллоса) и тех ценностей, что за ними скрываются, примером чего могут послужить сюжет про Христа и Марфу, а также слепого на купальне, где было легализовано его право конфликтовать, дерзать и был дан опорный смысл, ответ на вопрос: «во имя чего»? То есть велась работа по поводу возможности быть «фаллическим», иметь право, власть и опираться при этом на ценности.

Сеттинг

С. Джонсон говорит, что в виду специфики характера такие личности не задерживаются в терапии надолго, но могут «согласиться на конфронтационный, интерпретационный и незаинтересованный подход и извлечь из него большую пользу» [3]. Из своего опыта могу подчеркнуть, что таких клиентов с таким опытом я приглашал как минимум на краткосрочную работу с сеттингом 10-12 сессий, 1 раз в неделю по 1,5 часа в виду их устойчивости и ригидности, или на краткосрочную интенсивную работу (10 сессий, 5 раз в неделю по 1 часу). В идеале нужна долгосрочная работа (З. Фрейд и Панкеев работали 5 раз в неделю в течении нескольких лет), что зачастую не достигается в виду специфики сопротивлений характера.

Проективный материал

Образы контролирующей матери, конкурирующей с отцом и их последующее символообразование, например: «грудь, превращенная в фаллос» [5], «наука, заменившая Бога».

Встречаются такие фантазии, как агрессия, направленная на мать, например «уколоть мать» [5] – опять же заметны остроты, а так же фаллические символы проникновения.

Фантазии наоборот направленные на поиск одобрения матери:

«…поднимаюсь на освещенную голубыми, белыми и красными огнями эстраду, окруженная одними мужчинами, – а мать в это время любуется из толпы» [5].

Упражнение

Приведу некоторые идеи, заимствованные с семинаров Е.Васинеевой / А.Мамаевой для работы с травматическим опытом в телесно-ориентированном подходе, которые применяются для работы с клиентами в активной фазе динамики, с установленным альянсом

Терапевт дает клиенту на выбор различные клубочки с нитками, с просьбой очертить вокруг себя островок безопасности, границу за которую не будут выплескиваться его эмоции и не смогут повредить терапевта, что защищает клиента от чувства вины за свою деструктивность, и дает возможность поднимать дальнейшие пласты материала для интерпретации. Клиент встает внутрь круга, терапевт остается вовне.

Клиенту предлагается придумать ситуацию, руководствуясь концепцией, того, что захватывает, затапливает. Клиент ведёт рассказ, терапевт помогает «войти в силу, энергию», стать «этим». Далее терапевт раскрывает эту ситуацию, руководствуясь моделью «SIBAM», а также подключает работу с голосом, звучанием клиента, движением, помогает раскрыться в безопасном пространстве, «прочувствовать» ощущения. В это время терапевту важно одновременно выдерживать приемлемый холдинг и отслеживать проективные идентификации клиента, свой контрперенос, при этом сохраняя связь с телом, которое посредством архаичной динамики пограничных переносов будет интенсивно соматически реагировать. Терапевт, таким образом, поддерживает безопасное создание дистанции, границы, контейнера и в дальнейшем ведет работу по распознаванию, облечению опыта в смысл, имя [7].

В завершение идёт этап присваивания этого опыта, рефлексия, по поводу того, куда его можно применить, где он адекватен, о чем он, то есть ведётся смысловая экзистенциальная работа.

Источники:

  1. Бион У. Нападение на связи.
  2. Грейвс Р. Мифы древней Греции.
  3. Джонсон С. Психотерапия характера.
  4. Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах
  5. Лакан Ж. Образования бессознательного.
  6. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе.
  7. Обсессивно-компульсивный опыт в свете гештальт-подхода (сост. МИГТиК).
  8. Фрейд З. К введению в нарциссизм.
  9. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному.
  10. Хольцхей-Кунц А. Страдание из-за собственного бытия. Дазайн-анализ и задача герменевтики психопатологических феноменов.
  11. Шаффер Ж. Психоанализ женского.