Найти в Дзене
Русская жизнь

Ещё о неточностях в книге Карла зелига "Альберт Эйнштейн"

Вернемся к книге Зелига. О первых шагах хабилитации Эйнштейна он пишет:

«Осенью 1907 года по договорённости с Грюнером, которому Заутер, служивший в патентном бюро, рассказал о необычайной одаренности своего коллеги, Эйнштейн подал заявление на получение доцентуры по теоретической физике, а в качестве конкурсной работы представил опубликованную ранее работу „К электродинамике движущихся тел“» [Зелиг, 1964 стр. 78].

Конечно, нам сейчас куда проще ориентироваться в фактах биографии Эйнштейна, потому что большой группе ученых из разных стран удалось собрать, систематизировать, прокомментировать и издать огромное число документов, связанных с жизнью и творчеством великого ученого. Они издаются на двух языках – немецком и английском – в издательстве «Princeton University Press». В данный момент изданы шестнадцать томов, а будет тридцать. Интересующему нас времени соответствует пятый том этого грандиозного собрания [CPAE-5, 1993]. Во времена Зелига такой информационной поддержки не было, поэтому приходилось либо самому искать первоисточники, либо полагаться на кем-то высказанные мнения, которые трудно было проверить, либо включать фантазию и придумывать события, редко угадывая то, что произошло в действительности. В приведенной цитате из книги Зелига две ошибки.

Одна не очень грубая: Эйнштейн подал заявление на получение доцентуры не осенью, а 17 июня 1907 года.

Вторая ошибка серьезней: Эйнштейн вместе с заявлением подал не одну работу «К электродинамике движущихся тел», а целых семнадцать статей, плюс к этому инаугурационную диссертацию, докторский диплом и Curriculum vitae – всего двадцать документов [CPAE-5, 1993 стр. 48, Doc. 46].

Дальнейшие рассуждения Зелига о том, почему провалилась первая попытка хабилитации Эйнштейна в 1907 году, основаны именно на этом неверном предположении, что была представлена только одна статья, а потому эти рассуждения неверны. Они во многом плод его фантазии и не подкреплены документами. Вот, например, слова, которые Зелиг приписывает Грюнеру:

«Факультет, однако, признал работу неудовлетворительной; ведь большинство физиков того времени более или менее откровенно отвергали его теорию» [Зелиг, 1964 стр. 78].

Здесь уже явное искажение фактов – отклонение попытки хабилитации произошло совершенно по другой причине. Ученый Совет философского факультета вовсе не анализировал семнадцать научных статей Эйнштейна на предмет их обоснованности. Из протокола заседания Совета от 28 октября 1907 года [Protokoll, 1907] следует, что предметом разногласий членов Совета было только несоответствие присланных документов действующему Регламенту проведения хабилитаций, утверждённому в 1891 году. Никто из членов Ученого Совета факультета не высказался против содержания работ Эйнштейна. Даже Форстер лишь отметил, что процедура должна проводиться, как обычно, то есть по правилам Регламента. Карл Зелиг оказался в плену своей фантазии: выдумав, что Эйнштейн представил философскому факультету Бернского университета только одну работу и зная, что присвоение звания приват-доцент сорвалось, он додумывает, что причина срыва – низкая оценка качества статьи. В этой же колее лежит утверждение Зелига, будто бы «он [Форстер] вернул Эйнштейну его работу и грубо сказал: „Я вообще не понимаю, что вы тут написали“» [Зелиг, 1964].

Во-первых, вряд ли именно профессор Форстер возвращал несостоявшемуся приват-доценту документы, переданные декану факультета , и, во-вторых, приписываемое Форстеру высказывание плохо сочетается со сделанным им во время второй попытки хабилитации Эйнштейна письменным предложением:

«Факультет мог бы рекомендовать выдачу на общих основаниях господину Эйнштейну лицензии venia docendi по теоретической физике» [Flückiger, 1974 стр. 119].

Описывая вторую попытку Эйнштейна получить звание приват-доцента, Зелиг вообще не упоминает о пробной лекции, которая являлась неотъемлемой частью всей процедуры хабилитации.

Первые лекции Эйнштейна в статусе приват-доцента Зелиг относит к зимнему семестру 1908/09 года [Зелиг, 1964 стр. 79], тогда как на самом деле лекционная деятельность создателя теории относительности началась уже в летнем семестре 1908 года, когда у свежеиспеченного доцента было три слушателя.

В целом, можно сказать, что рассматриваемый эпизод биографии Эйнштейна представлен у Зелига и неточно, и неполно.

Евгений БЕРКОВИЧ