Характеристики аффективно-когнитивного континуума
Я тут все со своей теорией привязанности вожусь)). Прежде чем перейти к описательным характеристикам каждого типа аффективно-когнитивного континуума, к которому мне очень не терпится перейти, рассмотрим поэтапно категории классификации, основанные на способах обработки информации и системах памяти, иначе, понять типы не удастся. Травмированным людям свойственна плохая память.
В основе объяснения процедуры обработки информации мозгом лежат достижения когнитивной психологии и нейронауки.
Вопреки распространенным представлениям, нейрологическая активность мозга не функционирует с целью воспроизведения точных репрезентаций прошлого. Вместо этого, нейроактивность мозга организована так, чтобы предугадать (то есть направлена в будущее) необходимость в самозащите и идентифицировать репродуктивных партнеров с помощью репрезентаций, сгенерированных в прошлом. Это создает риск ошибки, т.к. в зависимости от уже имеющихся репрезентаций, мозг либо переоценивает, либо недооценивает опасность и возможность сексуального удовлетворения. При этом, переоценка наблюдается гораздо чаще, т.к. она снижает риск вовлечения себя в опасность, в отличии от недооценки – мозг считает, что лучше перестраховаться.
Ошибки когнитивного преобразования информации происходят за счет искажения интерпретации внешнего стимула, что в свою очередь является причиной дезадаптации. Искажения имеют место, когда один из аспектов сложной причинно-следственной связи становится основным фокусом внимания, в то время как другой аспект, из-за недостаточности уделяемого ему внимания, буквально выпадает из процесса переработки. Такие искажения принимают форму: идеализации, оправдания/освобождения от ответственности (типично для стратегии типа А); пассивно-семантического мышления, обвинения/поиск виновного, рационализации.
Ошибки аффективного преобразования информации происходят за счет относительности стимула, где имеют место быстрые и неожиданные изменения в интенсивности, провоцирующей обработку информации через лимбическую систему. То есть, очень высокие или очень низкие уровни стимуляции, которые одновременно являются неожиданными, инициируют каскад нейрологических ответных реакций, которые меняют физиологическое состояние индивида, подготавливая его к реакции беги, бей или замри. Эти изменения сопровождаются общей тревожной возбудимостью. Такое состояние возбудимости достигается за счет 5 ощущений, например, очень громкий звук или полная тишина, интенсивный яркий свет или полная темнота, яркий отчетливый вкус или едва различимый, резкие запахи или наоборот, едва уловимые, болезненный тактильный контакт или едва заметный – все эти ощущения являются причиной высокой тревожности или физиологической подготовки организма к самозащите. Например, спокойная семейная обстановка за столом резко меняется, становится непредсказуемой, кто-то из взрослых начинает кричать, чем сильно пугает ребенка.
Сексуальное возбуждение – состояние предвкушения, которое по интенсивности превышает чувство тревоги, гнева, страха и стремления к комфорту. В некоторых случаях, это чувство даже притупляет боль. Сексуальное удовлетворение же сходно с чувством комфорта/утешения.
Аффективная информация может быть расширена посредством ассоциативного научения, когда сенсорные аспекты напрямую ассоциируются с опасностью или безопасностью. Схожим образом, сексуальная удача или неудача начинает ассоциироваться с пережитой сенсорной информацией. Это может приводить к экстремальным случаям, тревожным расстройствам, включая сексуализированные попытки регулировать уровень тревоги. Способность аффективной информации «эволюционировать» в дальнейшем, то есть уточняться и дополняться новыми деталями, имеет свои преимущества.
Криттенден выделяет 7 видов преобразованной (трансформированной) информации. По таблице (см. предыдущую статью) вы можете увидеть, чем больше числовое значение буквы, тем выше дезадаптивность:
Правдивая и ошибочная информация – самые простые преобразования свойственные типу В. Правдивая информация – это та, где ожидания (предсказания) совпали с результатом, что говорит о высокой адаптивности имеющихся репрезентаций у индивида. Ошибочная информация соответственно та, где ключ к замку не подошел. На основании обоих видов преобразованной информации (сличения) индивид генерирует соответствующие ассоциации, позволяющие ему адаптироваться в схожих обстоятельствах.
Расщепление (splitting) – психический процесс, подразумевающий вытеснение неугодной/неудобной информации. Например, у типа А расщепление происходит между «хорошими» и «плохими» когнициями, и это принимает достаточно стойкий характер. У типа С расщепление будет работать в отношении негативного аффекта.
Пропущенная информация (omitted) – если какой-то тип информации или аффект не выполняет функции предсказания или является опасным для дальнейшего функционирования в заданных условиях, данная информация может быть сброшена из дальнейшего процесса психической обработки. Например, тип А часто склонен сбрасывать из процесса обработки собственные чувства и позитивные самопредставления. Для них – это информация, представляющая угрозу.
Тип С зачастую сбрасывает информацию о причинно-следственных связях и последствиях тех или иных действий. Тем самым, они утрачивают способность понимать сложно-организованные причинно-следственные связи и собственный вклад в неприятные последствия.
Ложная информация – данные, предсказывающие противоположное очевидным ожиданиям. Например, за улыбкой может зачастую скрываться гнев. Или некоторые громко звучащие заявления в итоге оказываются ложью (манипуляция, шантаж «я сейчас уйду, брошу тебя»). Тип А обычно лгут сами себе и окружающим относительно негативного аффекта, демонстрируя окружающим положительный (хочется плакать на самом деле, но улыбается, рассказывая о травмах). Тип С вводят окружающих в заблуждение относительно своего будущего поведения, разрушая очевидные причинно-следственные ожидания (например, рассказывает, как человек причинил ему боль и как он его за это ненавидит, и клянется ограничить общение с ним, но при встрече обнимается и клянется тому в любви).
Отрицаемая информация – информация относительно образа самого себя, которая может быть правдой, и из-за которой, если индивид ее признает, потребуется масштабный процесс реорганизации имеющихся репрезентаций. Такая информация воспринимается как угроза, т.к. требует переоценки базовой стратегии, что повлечет эмоциональный дистресс. Некоторые индивиды типа А полностью отрицают информацию о негативных аффектах, включая физическую боль. Некоторые индивиды типа С отрицают собственную роль в провокации опасных последствий. В обоих случаях, отрицание связано с экстремальным уровнем опасности: физической или психологической, жестоким обращением, повышенной агрессивностью).
БрЕдовая информация – пробелы информации, которые образуются вследствие отрицания чего-либо у обоих типов, создают противоречия. Противоречие невыносимо, оно требует либо коррекции, либо заполняется обычно иллюзиями, фантазиями, брЕдом. Такие иллюзии – это внутренне сгенерированные репрезентации, источником которого является «Я». Они не распознаются как плод собственного воображения, наоборот, индивид верит, что они абсолютно реальны. Некоторые индивиды типа А конструируют бредовую информацию о том, что родитель, избивая их, жестоко обращаясь, на самом деле защищал их. Что это они сами заслуживали наказания, тем самым снимая ответственность с родителя. Многие пережившие насилие, включая сексуализированное, могут отрицать даже боль, настаивая, что на самом деле получали удовольствие, таким образом, они пытаются вернуть себе ощущение безопасности. Этот процесс усиливается в случаях, если причинение боли сопровождалось сексуальным возбуждением, и индивид, подсознательно, зная, что насилие неизбежно, мог его специально провоцировать.
Некоторые индивиды типа С генерируют бредовые аффективные репрезентации, которые позволяют им полностью с высокой интенсивностью испытывать определенные эмоции, а другие отрицать. Например, они могут полностью отдаваться переживанию гнева и неуязвимости в контексте отрицаемого страха и уязвимости. С когнитивной точки зрения, они отрицают собственное участие в причинно-следственной связи событий, что позволяет им строить бредовые планы мести и угрозы (параноидальность).
Автор: Асылгуль Мусаева
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru