Практически все советские рок-группы не выходили из «подполья» до начала перестройки. Некоторые из них сумели удержаться на плаву, остаться на сцене и обрести ещё большее количество поклонников, а другие распались на рассвете свободы творческого выражения. В число «недождавшихся» вошёл легендарный коллектив под названием «ДК», о новаторстве которого до сих пор идут споры.
«ДК» известен своими неоднозначными текстами и грязным звучанием; в прессе группа значится либо пародией на по-настоящему сильную музыку, либо командой, сумевшей дотронуться до важного через контркультуру. О том, с чего начиналась история коллектива, как происходило его становление и почему споры о смысле композиций всё ещё актуальны пойдёт речь в статье.
Предыстория и создание
Оказавшая огромное влияние на советскую рок-музыку группа была основана Сергеем Жариковым, который в 1970 году, ещё будучи школьником, собрал коллектив «Второе пришествие». Репертуар не отличался оригинальностью: в основном ребята исполняли композиции популярных среди молодёжи The Beatles и The Rolling Stones. Через несколько лет Жариков поступил в Московский институт электроники и, совместно с товарищами, – Александром Мирошниковым и Сергеем Поповым, – организовал группу «5001», делающую каверы на композиции американского рок-коллектива Creedence Clearwater Revival.
Состав новоявленной команды расширяется через год после создания, в то время, когда Жарикова и Мирошникова покидает Попов. К будущим новаторам русского андеграунда присоединяются басист и гитарист Андрей Лебедев и Павел Бабердин, который предлагает сменить название коллектива на «Млечный Путь». Одновременно с кадровыми переменами пришли и репертуарные, и теперь музыканты больше ориентируются на хард-рок.
В таком виде команда время от времени меняла место репетиций, переходя от одного Дома Культуры к другому. Вскоре музыканты оказались в ДК города Тушино «Красный Октябрь», где встретили своего будущего вокалиста Евгения Морозова. После него в коллектив приходит специально найденный гитарист Дмитрий Яншин, и появление самобытных участников сподвигло на новые перемены: теперь коллектив называется «Лимонад» и основной своей деятельностью делает игру на свадьбах и прочих небольших торжествах.
В 1979 году Морозов и Жариков уходят в армию, и группа временно приостанавливает свою деятельность. Вернувшись через год, Сергей основывает легендарный «ДК».
Основные этапы творчества
У группы было несколько составов, и вместе с участниками менялся и стиль коллектива. Первый просуществовал всего пару лет; музыканты занимались в основном сложной музыкой, азы которой изучали по академическим учебникам. 2 года ребята создавали в рамках жанра джаз-рок, пока в 1982 году в команду не пришли Сергей Полянский на роль бас-гитариста и Евгений Морозов, после службы ушедший из «Млечного Пути» и пришедший к более высоким стилям сценического исполнения.
Конец 82 года ознаменовал новую формацию группы, в которую входили Полянский, Жариков, Морозов, Яншин и Генералов. Уже тогда в творчестве коллектива был намечен курс на московский концептуализм, к которому музыкантов вёл идеолог группы Жариков. Команда резко сменила стиль и звучание, а репертуаром теперь занимался Сергей. К 1983 году, после первого концерта, группа стала известна в узких кругах андеграудной московской молодёжи, продвинувшись благодаря записи и распространению магнитоальбомов, которых за десятилетнее существование «ДК» появилось 40.
Вскоре группу покидает Морозов, и вместо него роль вокалиста отходит к Виктору Клемешову. Кроме того, состав пополняется Сергеем Летовым – старшим братом лидера коллектива «Гражданская Оборона». Мелодии приобретают психоделичность и ещё большую сложность, однако успех и возможный выход на широкую публику был остановлен уголовным делом, заведённым на Жарикова по обвинению в антисоветчине, и коллективу было запрещено как-либо афишировать своё творчество. Сотрудничество с властью помогло лидеру «ДК» избежать ареста, при этом тематика песен осталась противоречивой.
Третий состав коллектива складывается ко второй половине 80-х годов. В это время с группой сотрудничают музыканты, которые в будущем станут основой московского рока конца 80-х и начала 90-х годов. Жариков с обновлённым составом «ДК» начинает экспериментировать и выводит новый для музыкальной тусовки тех лет жанр под названием модальный рок. В этом проявилось новаторство коллектива – в сильной и замысловатой музыке, наполненной диссонансами и при этом оставшейся концептуальной и высказывающей классические рок-манифесты.
Песни Жарикова тогда стали не только культурным наследием «ДК», но и достоянием сольного проекта Яншина «Веселые Картинки» и команды «ПроцеSS» Клемешова и Полянского. Это были легальные способы продвижения творчества запрещённой в Союзе «ДК». Также коллектив испробовал жанр word music в нескольких альбомах – «Зеркало – души», «Геенно-огненное», «Минное поле им. 8 марта», «Черная ленточка», «До основанья а затем» и «В гостях у Ветерана», используя обрывки газетных объявлений или речей политиков для создания треков.
Распад и причины
В начале 1990-х годов вышел последний магнитоальбом в жанре радиотеатра – «Пожар в мавзолее». Эту запись можно считать завершением музыкального творчества Жарикова, который в 90-х годах начнёт заниматься публицистикой и создаст журнал «Атака», отражающий принципиально новое видение печатных изданий для общественности. Решение музыканта заняться такой сферой выбрано не случайно: в 1991 году официально отменили цензуру, что привело к выставлению на первый план личности создателя искусства и позволению контркультуре свободно доносить свои мысли людям.
Влияние и наследие
Коллектив оказал больше влияние на рок-группы 90-х годов, и, кроме того, унаследовал традиции прото-панка, панка, краут-рока и советских ансамблей, тем самым объединив в себе творчество зарубежных исполнителей и отечественных. Важным моментом влияния «ДК» на культуру было употребление большого количества цитат из общеизвестных музыкальных произведений, подаваемое как русские каверы на лучшие экземпляры мировых хитов. Необходимо отметить вклад группы «ДК» в развитие жанра графического искусства, связанного с оформлением альбомов. Многие известные художники и графики, такие как Кирилл Миллер, Олег Котельников, Юрий Непахарев и другие выполняли обложки для магнитофонных альбомов «ДК».
Можно без сомнений утверждать, что «ДК» – одна из лучших групп, которые предложили своё творчество мировой рок-музыке 80-х годов. Несмотря на существование достойных конкурентов, в плане оригинальности сочетания текста и музыки, а главное, в отношении дерзости к социальным концептам, «ДК» были бесспорными лидерами.
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
Оригинал: 🔗источник
От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще