Самый распространенный ответ на такой вопрос – что-то около 7-9-10%. Откуда взялась эта цифра и насколько это утверждение подтверждено фактами – вопрос неоднозначный.
Начнем с того, что вообще вкладывается в вопрос: «Насколько человек использует возможности своего мозга?» Чаще всего речь идет о задействованных нейронах, об областях мозга. И если рассматривать такой смысл вопроса, то естественно ярые критики мифа о тех 7-9-10% абсолютно правы. Во-первых, МРТ-снимки показывают участие в работе всех участков мозга. Во-вторых, абсолютно логично, что если бы какие-то области мозга не работали, то процесс эволюции их просто не сохранил бы. Так что, само собой, если случай не клинический, то мозг работает на 100%.
Опять же уточнение. 100% задействованности мозга не говорят о том, что все участки работают одновременно и непрерывно. Нет, тогда бы мозг не выдержал. Все участки сменяют режим включенности на режим отдыха.
А теперь про реальные 7-9-10%. Дело в том, что в вопрос о возможностях мозга можно вложить несколько иной смысл. Возьмем пример. Два здоровых ребенка. Один занимается спортом, добивается серьезных результатов, его мышцы развиваются активнее, чем у сверстников; ребенок вырастает во взрослого спортсмена, чемпиона международных соревнований. Второй ребенок, не будучи болезненным, особенно спортом не занимается, его больше увлекают науки, он читает много книг, проводит исследования в лабораториях. Он вырастает во взрослого ученого, чьи открытия серьезно влияют на развитие науки. А теперь вопрос: возможности физической силы человека одинаково используются нашими спортсменом и ученым? Конечно, нет. Но не потому, что тело ученого с изъяном или тело спортсмена какое-то особенное. Просто один годами развивал мускулатуру, а другой нет, и теперь процентные возможности этих людей стали разными.
С мозгом происходит то же самое. И этот распространенный ответ об использовании 7-9-10% потенциала мозга говорит только о том, что человек недостаточно развивает свой мозг. Особенно остро эта проблема встала с появлением Интернета. Запоминание и заучивание информации – это серьезное развитие мозга, а Интернет дает нам возможность ничего в памяти не фиксировать, поскольку всегда можно открыть любимый браузер и найти ответ на любой вопрос.
Чем более развит мозг человек, тем лучше работают нейронные связи. Меняется мышление, логика становится более определенной, решения проблем становятся более очевидными. То есть развитый мозг, работая быстрее и качественнее, действительно способен на вещи, намного более удивительные, чем мы обычно видим в повседневной жизни.
А при желании ведь всегда можно встать на путь повышения возможностей своего мозга и самим почувствовать, насколько по-разному может работать мозг.