Неожиданно для всех отец Наташи погряз в долгах, имение было заложено семья находилась на грани разорения и ей бесприданнице пришлось дать согласие на брак с отставным генералом Михаилом Александровичем Фонвизиным, приходившемся ей двоюродным дядей, человеком богатым, однако по возрасту старше жены на 15 лет.
Жертва ради семьи
Он оплатил все долги, спас семью от разорения, получив взамен молодую жену, она же принесла себя в жертву ради семьи, и после свадьбы написала в дневнике, что будет достойной женой человеку, даровавшему ей свое имя и честь, хотя втайне была влюблена в другого.
В детстве Наташе предсказали, что её «жизненный путь её будет усыпан цветами», но в действительности всё оказалось иначе.
Сама она была уверена, что её судьба легла в основу романа Пушкина «Евгений Онегин» и Татьяна Ларина написана с неё и сама себя порой называла Таней и считала, что она другому отдана и будет век ему верна.
После свадьбы супруги Фонвизины поселились в подмосковном имении Крюково, где в 1824 году родился их первенец Дмитрий и ничего не предвещало беду.
Ещё в 1816 году Фонвизин вступил в тайное общество декабристов и был одним из руководителей Московской управы Союза благоденствия, готовил программу и устав Северного тайного общества. После выступления декабристов его признали виновным в подготовке восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
Михаил Фонвизин был арестован в Крюково в январе 1826 года и отправлен в Петербург. Через месяц Наталья родила второго сына и, едва оправившись после родов, отправилась вслед за мужем в столицу, где им было разрешено свидание. Его осудили на 12 лет каторжных работ с лишением дворянства и всех чинов и уже в январе 1827 года он был отправлен в Сибирь.
Жертва ради мужа
Наталья приняла решение ехать вслед за мужем, оставив маленьких сыновей родственникам, младшему сыну Михаилу не исполнилось и трёх месяцев.
Её не пугают лишения и путь в неизвестность, её страшит только разлука с детьми, и она понимает, что может больше никогда не увидеть их (так и случилось). Но она делает выбор в пользу мужа, потому что ему труднее и возможно тем самым спасает его.
В январе 1828 года Наталья, простившись с родными, выехала из Москвы, её ждал долгий путь по Сибирскому тракту – Казань, Пермь, Кунгур, Тюмень, Тобольск, до Читы она добралась в марте, через несколько недель ей исполнилось 23 года.
В Чите к этому времени жили жёны других декабристов, улица, на которой они поселились называлась Дамской, женщины готовили мужьям еду и были рады редким свиданиям. На здоровье Натальи сказались и трудная дорога в Сибирь и неустроенный быт, тоска по сыновьям, холод, сырость, недоедание.
Она тяжело заболела редким заболеванием, именующимся «витова пляска», характеризующимся беспорядочными отрывистыми движениями и жестами, часто напоминающими танец, болезнь сопровождалась бредом, бессонницей, видениями и продолжалась 10 лет. Каждую ночь в бреду ей казалось, что у неё отнимают детей.
Когда летом 1830 года узников перевели в другой острог, за 630 километров, их гнали пешком, и жёны следовали за ними.
В Сибири у Фонвизиных родилось двое сыновей, но оба умерли, не дожив до года и всё это угнетало Наталью, её болезнь стала отступать только после переезда на поселение сначала в Енисейск в 1834 году, потом в Тобольск.
Всё это время она тосковала по старшим сыновьям, оставленным с бабушкой, она писала: «Иметь сына и не знать его, и лишиться его, не узнавши, не иметь возможности сохранить о нём даже воспоминание, не иметь понятия ни о взгляде его, ни о его голосе, ни о фигуре, ни о характере, и, говорят, что это легче! Ах, нет! Я лишилась сыновей совершенно и навеки, и в прошедшем, и в будущем, лишилась всего без остатка – это ужасно!».
Ей не довелось увидеть своих сыновей, они ушли из жизни один за другим – старший Дмитрий, студент Московского университета, - в 1850 году, 26-ти лет, Михаил, отставной подпоручик Преображенского лейб-гвардии полка, - через год, ему было 25 лет. Оба умерли в Одессе, в семье Поливановых, друзей Фонвизиных.
Фонвизиным было разрешено вернуться из Сибири только в 1853 году, они поселились в имении брата в Марьино. Однако тяжёлые условия жизни подорвали здоровье Михаила Александровича и спустя два года он умер. Похоронив мужа Наталья Дмитриевна осталась совсем одна.
Жертва ради возлюбленного
Для неё настало время, когда она наконец-то может открыться своему возлюбленному, и сказать ему, что она столько лет его любит, и она пишет ему письмо с признанием в любви, как Татьяна Ларина в романе «Евгений Онегин». Так кто же Онегин? Это друг Фонвизина Иван Пущин, тоже ссыльный декабрист.
У них начинается переписка, пишут о сокровенном, он тоже тайно был в неё влюблён. В 1856 году Наталья Дмитриевна, тайно, под видом поездки по дальним имениям, уезжает в Тобольск и посещает Ялуторовск, где жил Пущин, а он в это время получает помилование в связи с коронацией императора, ему возвращаются все гражданские права и дворянство.
При встрече Пущин делает предложение Наталье Дмитриевне, женат он не был, но у него было двое внебрачных детей, которым она обещала заменить мать.
Так, спустя два года после смерти Фонвизина она вышла замуж во второй раз. Друзья вспоминали, что Пущин под венцом «походил на отжившего старика», хотя Наталья Дмитриевна и находила его «молодцом»: ей к тому моменту было 54, а ему — 59 лет.
Они поселились всё в том же Марьино, где Пущин начал работать над воспоминаниями об А.С. Пушкине, его «Записки о Пушкине» будут опубликованы в 1859 году.
Вместе они прожили менее двух лет, здоровье Пущина было тоже подорвано сибирской ссылкой, в апреле 1859 года он ушёл из жизни и был похоронен рядом с братьями Фонвизиными.
Наталья Дмитриевна сдержала своё слово и действительно стала матерью детям Пущина, выдав замуж в1860 году его дочь Анну и поставив на ноги его сына Ивана. Сама она в 1859 году покинула Марьино и оставшиеся 10 лет прожила в Москве.
Дорогие читатели, если понравился рассказ, поделитесь своим мнением.
На ваш взгляд, правильно ли поступила Наталья, оставив навсегда своих маленьких сыновей?
Нужна ли была такая жертва?
Как вы думаете, почему она заболела такой редкой болезнью?