Какие правовые последствия возникают из факта истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы?
Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня указаны в ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – ФЗ «Об экологической экспертизе»).
Согласно п. 8) ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, объекты, указанные в данной статье и ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 7.5 настоящей статьи, и (или) в случае внесения изменений в указанную проектную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При этом согласно ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Таким образом, по общему правилу истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы означает необходимость получения нового заключения.
Вместе с тем, в зависимости от объекта государственной экологической экспертизы складывается различная судебная практика о возможности использования такого объекта без соответствующего заключения:
1. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 7 ноября 2022 г. по делу № А40-172968/2021
С учетом норм части 2 стати ГрК РФ принятием решения о реализации объекта капитального строительства является выдача разрешения на строительство.
При этом объектом экологической экспертизы является не сам объект строительства, а проектная документация на объект капитального строительства.
Соответственно, положительное заключение государственной экологической экспертизы должно было представляться для получения разрешения на строительство и действовать в соответствующий период.
Поэтому истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы к дате завершения строительства объекта размещения отходов не могло иметь значения.
Соответственно, рассматриваемый объект мог быть введен в эксплуатацию по истечению срока такого заключения государственной экологической экспертизы, о чем свидетельствует выдача обществу названного судами разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 22.12.2017.
2. Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2020 г. по делу № А56-107257/2019
В рассматриваемом случае суд первой инстанции, соглашаясь с доводами Департамента, отказавшему Обществу в передаче характеристики полигона в Росприроднадзор, исходил из того, что окончание строительства и последующий ввод полигона в эксплуатацию осуществлялись в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области обращения с отходами, обязательности проведения повторной государственной экологической экспертизы проектной документации после истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного уполномоченным государственным органом, не предусматривают.
Приняв во внимание, что разрешение на строительство полигона было получено в период действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что объект государственной экологической экспертизы был реализован в течение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Исходя из того, что проведение государственной экологической экспертизы проектной документации уже реализуемого объекта с последующим введением его в эксплуатацию законодательством не предусмотрено, что соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2019 № 302-ЭС19-10231, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента законных оснований для неисполнения обязанности по передаче в Росприроднадзор представленной
Обществом информации о полигоне с целью внесения указанного объекта размещения отходов в ГРОРО, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя.
3. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 сентября 2021 г. по делу № А53-11432/2020
Срок положительной экспертизы материалов «Установка по утилизации (сжиганию) отходов «Форсаж-2», утвержденной приказом № 273 (3 года), истек 24.11.2007.
Поскольку положительная экспертиза утратила юридическую силу из-за истечения срока ее действия, общество, как правомерно указала судебная коллегия, не отвечало установленным лицензионным требованиям. Такой правовой подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 12.04.2019 № 304-ЭС19-5579, 11.09.2018 №301-КГ18-13234, 07.11.2018 № 303-КГ18-17534, 26.07.2021 № 308-ЭС21-14277 по делу № А53-11430/2020.
Довод о реализации установки на момент переоформления лицензии тем более не свидетельствует о наличии у общества проектной и технической документации используемых в производственной деятельности технологического оборудования, частью которого являлась при первичном исследовании установка.
Обязанность проведения государственной экологической экспертизы документов до фактического осуществления намечаемой хозяйственной деятельности не исключает ее выполнение при реализации объекта экологической экспертизы.
Правовым последствием истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы является утрата его юридической силы.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что после истечения срока действия положительное заключения государственной экологической экспертизы не может рассматриваться в качестве действующего.
При этом для ряда объектов государственной экологической экспертизы указанное обстоятельство не имеет самостоятельного правового значения (например, если срок действия заключения государственной экологической экспертизы истек после получения разрешения на строительство соответствующего объекта капитального строительства).
Также необходимо учитывать, что согласно п. 3 Особенностей разрешительных режимов в сфере охраны окружающей среды и гидрометеорологии (Приложение № 8 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта № 353) срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, срок действия которого истекает в период со дня вступления в силу данного Постановления Правительства РФ (14 марта 2022 г.)., продлевается до 31 декабря 2024 г., если реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, с учетом положений абзаца шестого п. 5 ст. 18 ФЗ «Об экологической экспертизе».