1. «Выше ноги от земли» Михаила Турбина – это крепко, с соблюдением всех пропорций и правил, выполненная провинциальная драма. Книга достаточно молодого (то есть, не достигшего 40 лет) автора отмечена критиками, она получила премию «Лицей»-2022, правда, «серебро» (причем, на мой взгляд была куда больше достойна «золота», чем победивший роман Екатерины Манойло «Отец смотрит на Запад»). Турбину удалось то, что не удается многим куда более опытным авторам: создать и внятно изложить интересную для читателя, вызывающую его эмоцию и не оторванную от реальной жизни историю. Взяты точные доли «производственного романа» (речь о медицине), социальной критики, мистики, триллера, все это замешано на крепкой фабуле, приправлено стилистическим умением… Нормально получилось, говорю без иронии.
2. Итак, провинциальный детский врач Илья Руднев, год назад потерявший жену и сына, глушит грусть-печаль в работе. Глушит с переменным успехом – и когда с ним начинают происходить странные дела, мы почти уверены: что-то не в порядке с его психикой. Ну или из глухих лесов, окружающих городок, вылезает какая-то хтонь, привлеченная отрицательной энергетикой Руднева. Но автор делает поворот – и в итоге все разъясняется, так сказать, в рамках научного мировоззрения, а герой спасает чужих детей и ему становится легче жить. Финал умеренно-позитивный.
3. Главная удача автора и основное достоинство книги - ее динамичность. Оригинальных психологических портретов героев здесь мы не найдем. Все они имеют несколько сериальный оттенок, то есть одномерны и заведомо понятны, стопроцентно предсказуемы (ведь и фабульный зачин о профессионале, скорбящем по погибшей семье, давно стал распространеннейшим, и даже банальным приемом в сериалах). Именно для сериального формата постоянное движение, смена мини-конфликтов другими мини-конфликтами в рамках конфликта всего произведения – самое главное.
4. Не найдем мы в книге и серьезного социального анализа - не считать же таковым дежурный наезд на православную церковь. И само происходящее маловероятно в обычной жизни (особенно когда появляется маньяк-похититель) – но вполне, повторюсь, вероятно в сериальной Вселенной. А что, бывают и хорошие сериалы. Но кино ли это? Нет, не кино. Что-то другое. Вот и Турбин как прилежный ученик, отличник и все такое, берет готовые сюжетные (даже не фабульные, а более сложные) формулы, умело их совмещает, скрепляет почти без швов… Но дело в том, что настоящую прозу ведь пишут не отличники, а как раз двоечники, нарушители запретов и канонов. Они на соблюдение динамики внимания не обращают, могут то ускорить действие, а то и вовсе остановить, лишь бы работало на сверхзадачу. Здесь сверхзадачи попросту нет.
5. Стилистически все это выполнено тоже вполне грамотно (не будем заниматься ловлей блох, они не показательны): «Он слез с автобуса и пошел по грязной вытоптанной траве. Глядел только под ноги. Ботинки мигом промокли и потемнели. А когда тропинка увела его сквозь ушко тугого пролеска, Руднев не видел уже и ботинок – так стало черно. Свет фонарей не дотягивал, а луна была скрыта тучей. Но и в темноте он хорошо знал короткий путь до отцовского дома. И чем глубже он уходил, тем слаще пах воздух, и все ближе подбиралось неизменно знакомое ощущение нежной тоски».
РЕЗЮМЕ: А еще мне жаль, что автор не имел в виду гениальный текст Янки Дягилевой с рефреном «выше ноги от земли» и безупречным, горчайшим апокалипсисом внутри. Помните?
Только сказочка х [ренова]я,
И конец у ней неправильный.
В книге Турбина все иначе, и конец у его «сказочки» правильный и предсказуемый. Правилам талантливый автор научился в полной мере. Пожелаем ему научиться их нарушать.
Автор: Михаил ГУНДАРИН
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!