Сегодня позвонила подруга в ужасном настроении. Говорит – не спала всю ночь из-за одного-единственного комментария в интернете. Ну как так?!
Подруга – человек творческий, ведет блог с платной подпиской на Бусти. Вечером, закончив все дела, села и решила посмотреть статистику, а заодно узнать, какая у отписавшихся в течение последнего месяца была мотивация: что не понравилось? И наткнулась на крайне неприятный анонимный комментарий, который задел ее до глубины души так, что она не сумела справиться с эмоциями, разволновалась и до утра пила валерьянку.
Аноним обвинил ее, что она «изменила тематику блога, поэтому он не получил того, что хотел». Естественно, ничего такого и близко не было. Более того, человек 4 месяца пользовался блогом и за все время ни разу не высказал неудовольствия в открытых комментариях. Зато уходя счел нужным анонимно обвинить автора в том, в чем автор совсем не был виноват. И это вызвало острейший приступ депрессии у моей подруги.
Ну, что тут сказать? Прежде всего я попросила ее не пытаться понять смысл – как, за что, почему?
Люди есть люди. Они не всегда действуют разумно, не всегда осознают причины своих поступков. На них влияет дурное настроение, болезненные состояния, какие-то случайные обиды. А есть среди людей и такие, кто сознательно манипулирует чувством вины, чтобы по злости или из зависти досадить другому человеку.
Что такое манипуляция чувством вины?
Это одна из самых неприятных и в то же время самых частых манипуляций, которые применяют люди.
Мы сталкиваемся с подобной манипуляцией в раннем детстве, когда взрослые говорят малышам: «Кто это сделал? Как же тебе не стыдно! Такой большой, а так нехорошо поступаешь, ай-яй-яй!»
Взрослые обращаются к нашему внутреннему цензору, нашему сверх-Я и намеренно вызывают чувство стыда, чтобы пробудить совесть. («Со-весть» означает со-осознание; в отличие от стыда – кратковременного чувства, которое возникает только в присутствии других, совесть – это процесс ментальный, внутренний, личный, поэтому он всегда постоянен, для воздействия на нас совести не обязательно чье-то присутствие).
Чувство стыда, вины, пробуждение совести – мощный инструмент управления психикой, один из базовых. Поэтому именно к нему чаще всего обращаются манипуляторы. Нет ничего легче, как обвинить человека в чем-либо и затем смотреть, как он пытается выкарабкаться из той бури эмоций, которые его топят. Это может быть гнев и обида – из-за несправедливости обвинений, ярость, стыд, страх, уныние, грусть, депрессия, чувство одиночества и бессилия («Почему меня не понимают?») – что угодно.
В любом случае такой взрыв эмоций вызывает стресс. (Что и произошло с моей подругой – ночь не спала). А пока человек мучается от стресса, манипулятор решает свои задачи – вынуждает к каким-то выгодным ему действиям или просто лишает жертву возможности разумно рассуждать.
Еще хуже, если подобную манипуляцию применяют к человеку постоянно с целью подавить волю, поработить его личность, сломить сопротивление.
Тот, кто «виноватит» другого, занимает позицию «взрослого», более высокую относительно жертвы. Манипулятор присваивает себе право судить, указывать, наставлять, учить и т.д. Постоянное давление такого рода формирует у жертвы комплекс вины. (Такую же манипуляцию проделывают и с целыми нациями, заставляя людей чувствовать вину за проступки предков, за исторические ошибки правителей и т.п. Это ослабляет волю к сопротивлению: таким образом манипуляторы\колонизаторы навязывают свою волю, подчиняют себе колонизируемые народы. Например, крестовые походы на Восток или западное христианское миссионерство в Америке строилось именно на чувстве превосходства белых католиков и протестантов и навязывании чувства вины языческому населению).
Чувство стыда может быть полезным. С помощью этого инструмента человека можно побудить:
- осознать свою ошибку;
- подтолкнуть к действию;
- научить ответственности за поступки.
Но также это чувство стыда может становиться инструментом манипуляции – например, самый распространенный способ, когда кого-то берут «на слабо». В таких случаях говорят о «ложно понятом стыде», о «токсической вине», которую навязывают намеренно за действия и поступки, в которых на самом деле нет ничего предосудительного.
А уж комплекс вины точно никому не идет на пользу: он сковывает человека, вяжет по рукам и ногам, автоматизируя действия, подчиняя сложившейся схеме поведения.
Как различить временное чувство вины и комплекс вины?
Чувство вины включается, когда человек и в самом деле сделал что-то неправильное: совершил аморальный поступок, поссорился с кем-то, проявил агрессию, накричал. Это справедливо.
О комплексе вины должна идти речь:
- · когда человек чувствует себя виноватым, если ему только приходит в голову мысль, что он сделал что-то неправильное, причинил вред, мысленно пожелал зла, испытал недостойное побуждение или фантазию о чем-то недостойном.
- · если человек стыдится, что не помог кому-то или помог, но недостаточно.
- · когда человек переживает, что живет лучше других, что он здоровее, богаче, счастливее других (хотя это никак не может быть его виной – такой подход снимает ответственность с этих других людей, что неправильно).
- · когда из-за чувства вины человека преследуют депрессии, постоянное чувство тревоги, возникают проблемы со сном, пищеварением, спазмы, головные боли и т.п.
Во всех этих случаях речь идет о неадекватном чувстве вине, несоразмерном поступкам и действиям. Комплекс вины, сказываясь на психике, всегда отзывается соматикой. Поэтому очень важно уметь противостоять манипуляциям, а также иметь навык саморегуляции, то есть управления своими эмоциями.
Особенно это важно для людей, которые:
· эмоционально остро воспринимают все вокруг, разрушительно реагируя на негатив вокруг;
· подвергаются постоянному стрессу на работе;
· вынуждены постоянно принимать ответственные решения;
· имеют в своем кругу токсичных людей, привыкших манипулировать чувством вины
· склонны к долгим переживаниям неприятностей и «самоедству»;
· подвержены меланхолии и апатии.
Как противостоять?
1. Если вами манипулируют, навязывая вам ложное чувство стыда, лучший способ этому противостоять – вскрывать манипуляцию: прямо говорить манипулятору, что видите цель его деструктивных действий и не согласны с ними. «Не надо навязывать мне чувство вины. Это неконструктивно».
2. Если ответить манипулятору невозможно – как это часто бывает – тогда основная задача состоит в том, чтобы справиться с эмоциями. Умение владеть своими эмоциями нужно вообще всегда – это помогает сохранить психическое и умственное здоровье. Но выработка этого навыка потребует длительных усилий и практики.
- Во-первых, необходимо научиться распознавать свои эмоции: что именно вы испытываете? По 10-балльной шкале – какой уровень вашей эмоции? Какие физические ощущения они вызывают? Чем тоньше вы начнете различать свои эмоциональные состояния – тем лучше. Надо научиться видеть разницу градаций между «печалью» и «легкой грустью», «тоской», «чувством ностальгии» и т.п.
- Во-вторых, нужно научиться анализировать – какие триггеры срабатывают, запуская ту или иную эмоциональную реакцию. Этому можно научиться, если регулярно вести записи в дневнике – на какие слова, поступки, события какой эмоциональный ответ выдается? Так вы узнаете причину своих эмоций.
- В-третьих, необходимо осознать место эмоций внутри собственной человеческой природы: это биохимический шторм, и даже самый сильный не бывает долгим, пик проходит в течение 5 секунд, даже самых мощных и болезненных эмоций.
- В-четвертых, надо учиться выражать эмоции «экологично», то есть способом, безопасным для окружающих. И при этом не позволяя этим эмоциям накапливаться.
- В-пятых, если эмоции все-таки зашкаливают, нужно найти приемлемый и удобный для себя метод скорой помощи при эмоциональном шквале. Это могут быть дыхательные техники, медитации, спорт, арт-терапия, сторителлинг, письма самому себе, стресс-игрушки и раскраски. Годится даже самое элементарное: например, побить подушку.
- В-шестых: надо изучать психологию человека. Чем больше мы знаем о природе эмоциональности и мотивах поведения людей – тем легче нам взаимодействовать друг с другом.
Можно начать вот с этой подборки полезных книг. Переходя по ссылкам, вы сможете прочитать их саммари – краткий пересказ основного содержания, или прослушать аудио на сайте или в Приложении Summarylib.
«Честно о нечестности. Почему мы лжем всем и особенно себе» Дэн Ариели
«Игры, в которые играют люди» Эрик Берн
«Пять травм, которые мешают быть самим собой» Лиз Бурбо
«Скрытые манипуляции для управления твоей жизнью. STOP газлайтинг» Робин Стерн
«Семь шагов к стабильной самооценке» Михаил Литвак