Речь пойдет о подмене светского содержания школьной программы личными религиозными пристрастиями учителя.
При очной учебе в школе дети получают сведения о религиозных культурах и народных традициях, как минимум, с 4 класса. Для этого есть специальные предметы в школьной программе: "ОРКСЭ" (4 класс) и "ОДНКР" (5 класс). А также предусмотрены темы в курсе "Истории Древнего мира" (5 класс), "Истории России" (6 класс) и так далее. К педагогам этих предметов у меня не было претензий.
Но одно дело, когда дети знакомятся с описанием верований древних евреев, греков, римлян — без этого их общество и политику не понять, когда читают на каникулах мифы и легенды для расширения кругозора и словарного запаса. И другое, когда на дом всему классу задают выучить молитвы и сдать их на оценку.
Именно такая ситуация приключилась с пятым классом, в котором очно учился мой старший сын, на уроках "Музыки". Вся история уложилась в неделю. В тексте использованы реальные цитаты из родительского чата (орфография и пунктуация оригиналов сохранены).
Однажды открыла я родительский чат, а там пишут странные вещи про уроки "Музыки": "у нас на музыке прям распространение христианских служений", "такое ощущение прям в воскресной школе", "а нас кто-то спрашивал? может есть не православные, атеисты или другой веры, у нас учатся многонациональные люди"...
Расспросила сына, узнала, что за "песни": "Отче наш", "Богородице Дево, радуйся", современная авторская молитва Ангелу-Хранителю. Сдать надо на оценку, заменить на светские песни учительница не разрешает: наоборот, говорит, что таких "песен" еще много будет впереди — это только начало.
Налицо вопиющие нарушения. Но представители родительского комитета, глядя на список молитв заявили, что это не молитвы, а "простые моменты", что дети учили что-то из этого в прошлом году (хотя в классе немало не учивших это новеньких), это "норма", "обычное задание". Не устраивает — значит, вам надо "не в обычной школе учиться и не в обычном обществе". Одним словом, типичный газлайтинг, лишь бы не вникать в то, чему на самом деле должны учить в школе. (То-то у меня муж последнее время удивляется: откуда появляются такие молодые специалисты, которых страшно подпускать к оборудованию заказчика. Специфические темы они знают, а банальные, школьные моменты, про которые на собеседованиях никому в голову спросить не придет, — по нулям.)
Другие родители тоже программу не читали, но уверяли, что "это программа такая" — ничего не поделаешь: "Девочки это такая программа вы можете не верить но просто выучить и всё".
Я хорошо училась в школе и университете, помню чему там учили, а чему не имели права учить. В светской школе на уроках "Музыки" положено петь светские песни.
Стала искать в интернете: чем же учительница "Музыки" руководствовалась, нарушая свои должностные обязанности? Государственная школа у нас в стране уже больше ста лет отделена от церкви и обязана давать светское образование. Когда в 2012 году повсеместно вводили курс "ОРКСЭ", то это всем школам напомнили и разъяснили не единожды на совещаниях и курсах повышения квалификации. Не могла учительница "Музыки" в светской школе не знать, что государство ей зарплату платит не за обучение религиозной деятельности.
Выяснила, что между школами нашего района и местной православной митрополией еще в 2014 году были подписаны соглашения о сотрудничестве в области культуры. Родители не в курсе и не понимают, что это означает. А означает это то, что митрополия проводит культурные мероприятия на базе светских школ для всех интересующихся. Оценок детям за посещение таких культурных мероприятий не дают, посещать не принуждают.
Моим детям важно дать представление, что общество состоит из разных социальных групп, в том числе, религиозных: одеваются и ведут верующие себя так-то, занимаются тем-то, могут учиться бок о бок с тобой... Поэтому мы с сыновьями ходили на эти мероприятия. Посетили православную выставку рисунков, спектакль от воскресной школы, пасхальный концерт и чаепитие, которые проходили непосредственно в актовом зале школы. Сын удивлялся, что с его класса больше никто не пошел. Даже единственный одноклассник, посещавший воскресную школу, отказался приходить, хотя там была его учительница.
Но региональные конфессиональные культурные мероприятия и личные вкусы — это сугубо добровольный "доп", а федеральный государственный стандарт (ФГОС) — это обязательная основа. В государственных школах оценивается светская программа (по "ОРКСЭ" ставят "зачтено", не оценку).
Сыну сказала: пусть учительница попробует поставить "два". Поставит — будем разбираться у директора на каком основании, ей же хуже будет, когда все вскроется.
Не прошло и двух дней, как в электронном дневнике сына появилось домашнее задание по "Музыке": "учить молиться".
Открыла школьный учебник по "Музыке" за 5 класс. Никаких заданий типа "учить молиться" там нет. Есть задание на текущую тему: послушать и сравнить свои ощущения от восприятия двух богородичных молитвенных песнопений, которые практикуют народы, придерживающиеся разных конфессиональных традиций. Но в электронном дневнике это задание не задано. И дальше по учебнику идут совсем другие темы, вполне себе светские. Заодно убедилась, что больше никто из родителей учебник не открывал.
В тот же день написала обращение на имя директора. Отправила на официальный и работающий (ранее проверяла) e-mail школы. Написала о том, что учительница "Музыки" задает классу на дом наизусть такие-то канонические и неканонические православные молитвы (перечень) на оценку, не по учебнику, без предоставления светской альтернативы, прошу обеспечить моему сыну светский характер образования, поскольку он учится не в православной гимназии. Всего несколько строк. Приложила к обращению скрин домашнего задания с датой и фамилией ученика в электронном дневнике.
Через пару дней все молитвы с уроков "Музыки" испарились. Как будто и не было их. Домашнее задание стали задавать по учебнику и программе. Какая-то мама поделилась в родительском чате, что ей ответили в школе, что это, мол, была "опечатка", "у нас школа светская, тему прошли — забыли".
Никаких молитв на оценку мой сын не сдавал. По предмету за год получил "отлично". Класс изучал академическую, современную популярную и народную музыку. К 12 апреля класс учил песню "Трава у дома" — гимн российской космонавтики. Между прочим, очень полезная песня и для подростков с РАС: помогает лучше понять, что такое грусть по матери, тоска по родным местам, и что для достижения цели нужно проявить риск и мужество.
Резюме. Есть много родителей, которые считают, что их детям для жизни хватит каких-то отдельных предметов или тем, а остальное можно зазубривать, не задумываясь для чего это задано и зачем.
Поэтому за качеством школьного образования родителям особенных детей надо следить в оба, не надеясь, что кто-то в классе их поддержит, поможет. Напротив, надо быть готовым, что не поймут, не поддержат, попытаются унизить. Поэтому иногда лучший способ решить проблему — это не обсуждение ее в родительском чате, а обращение к администрации школы напрямую.