Создатели ЗАЗ-965 рассматривали возможность поставить на нашу машину баварский мотор. Что интересно, с ним мощность «горбатого» стала бы… меньше.
За время разработки «горбатого» «Запорожца» конструкторы перепробовали шесть разных вариантов двигателя.
Первым, временным стал мотоциклетный двухцилиндровый МД-65 мощностью 17,5 л. с. Он оказался откровенно слаб для четырехместной машины, пусть и малолитражки. А кроме того, под него пришлось создать диковинную и непрактичную трансмиссию с колесными редукторами.
На пробу закупили также несколько образцов иностранных двигателей:
- рядный 4-цилиндровый от «Фиат 600» мощность 21,5 л. с. (вспомним, что ЗАЗ-965 в целом создан по образу и подобию итальянской малолитражки),
- оппозитный 4-цилиндровый на 30 л. с. от «Фольксваген Жук»,
- наконец, 2-цилиндровый оппозитный на 19,5 л. с. от немецкой микролитражки BMW 600.
Последний, по-видимому, вызвал у команды создателей «Запорожца» наибольший интерес, потому что на него подумывали приобрести лицензию.
Свой, оригинальный
В конце концов в СССР решили сделать свой двигатель – 4-цилиндровый V-образный, воздушного охлаждения, мощностью 23 л. с.
Стал бы «Запорожец» лучше, если бы на нем стоял баварский мотор? Сложно сказать, история не знает сослагательного наклонения. Но есть две вещи, которые заставляют задуматься:
- Двигатель «Запорожца» хронически перегревался. У немецкого такой проблемы не наблюдалось.
- Несмотря на меньшую мощность, BMW 600 развивал до 100 км/ч, а ЗАЗ только 90 км/ч.
А вот двигатель «Москвич-412» делали как раз на базе баварского, только другого. Что получилось, Techinsider уже рассказывал.