Найти тему

В Самару! Резиденция балканских "королевских посланников" в бывшем доме Филиппа Макарова

С конца 1860-х в стремительно растущей и богатеющей Самаре, ставшей губернской – и негласной купеческой – столицей, начался настоящий строительный бум.

Чапаевская, 54
Чапаевская, 54

Город благоустраивался – мостилась камнем Алексеевская площадь с фонарями, тротуарами и часами фирмы «Бутеноп», открывались модные магазины, поднимались каменные купеческие особняки. Тогда же «отцы города» в целях противопожарной безопасности начали ограничивать возведение на центральных улицах деревянных построек. Следствием процесса стал повышенный спрос на кирпич – соответственно явилось и предложение.

Цоколь изначально был облицован блоками белого камня
Цоколь изначально был облицован блоками белого камня

Еще в конце 1850-х по указанию местных властей землемеры нарезали участки на берегу Самарки и возле Колесникова оврага для сдачи в аренду под кирпичные заводы. затем территории кирпичного производства поднялись вверх по реке Самаре, появились у Черновской дороги (нынешняя ул Гагарина), в Томашевом Колке и у станции Кряж. В рядах кирпичных заводчиков значились представители всех тогдашних сословий – дворяне, чиновники, купцы, мещане, крестьяне и духовенство!

-3

В середине 1860-х, согласно данным архивов, ряды самарских кирпичников пополнили ставропольские мещане братья Иван и Степан Гавриловичи Макаровы. Насколько долго и прибыльно работало предприятие Макаровых, данных нет, но, видимо, в Самаре Макаровы закрепились, поскольку сын Ивана Макарова Филипп уже числился в самарских мещанских учетных книгах.

Сохранились первоначальные кованиые ограждения приямков
Сохранились первоначальные кованиые ограждения приямков

Известно, что в 1894-м году Филипп Иванович Макаров вступил во владение наследственной усадьбой в 24-м квартале 1-й части Самары по улице Николаевской. По сведениям окладной книги, на участке стояли одноэтажный каменный дом, флигель и «службы» во дворе. Спустя несколько лет Ф.И. Макаров затеял на усадьбе перестройку, после которой на месте одноэтажного «образцового» дома и дворового флигеля вырос двухэтажный протяженный вглубь двора особняк с подвалом под частью здания.

-5

Архитектурное решение наследник кирпичных заводчиков ожидаемо выбрал в «кирпичном» стиле - с декором, полностью выполненным кладкой и фигурным кирпичом. По центру композиционной оси расположен парадный вход с балконом на массивных фигурных консолях в уровне второго этажа. В правой части объема находятся по три прямоугольных оконных проема на этаже, объем слева поделен на части рустованными пилястрами. В каждой части размещены по два узких прямоугольных окна, в первом этаже обрамленных филенками, во втором – изящными тонкими пилястрами, филенками и поребриком.

-6

Здание фланкировано широкими угловыми рустованными пилястрами с фигурными парными кронштейнами под венчающим карнизным поясом. Поле подоконных парапетов обоих этажей оформлено нишами-ширинками, горизонтальное членение дополняют профилированный венчающий и зубчатый междуэтажный карнизные пояса. Во двор вела расположенная в левой части прямоугольная проездная арка.

Парадный вход увенчан массивными балконными консолями
Парадный вход увенчан массивными балконными консолями

После революции Филипп Иванович Макаров никуда не уехал. Национализация добралась до его усадьбы в 1923-м году, где он проживал потом – сведений нет. Кто именно заселил добротный и нарядный особняк в 1920-е, неизвестно. Зато известно, что в годы Великой Отечественной в нем размещалась «Дипломатическая миссия братской союзнической Югославии».

-8

Правда, в те годы эпитет «братская и союзническая» можно было считать фигурой речи. Королевский посланник Югославии в Советском Союзе Милан Гаврилович – яркий дипломат, политик, юрист, журналист и мастер политической интриги - как позже стало известно, был агентом НКВД и при этом негласно сотрудничал с правительством Британии. Регулярно посещал английское посольство в Москве, в Куйбышеве во время эвакуации так же был частым гостем в резиденции британского посланника Ричарда Криппса, занимавшего бывший дом мещанина Плошкина на Молодогвардейской, 123.

"Балканский Талейран" Миланн Гаврилович
"Балканский Талейран" Миланн Гаврилович

В январе 1942-го Гаврилович отбыл в Лондон. В Самаре его сменил Станое Симич, имя которого связывают с организацией и координацией движения Сопротивления на оккупированных немцами балканских территориях.

Станое Симич, после войны ставший министром иностранных дел Югославии
Станое Симич, после войны ставший министром иностранных дел Югославии

О событиях тех лет напоминает мемориальная табличка возле парадного входа, дом же, в настоящее время поделенный на 5 квартир, продолжает служить жильем.

-11

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете