Найти тему
TechInsider

Как мороз портит технику? Это открытие шокировало советских исследователей

Наверное, всем было интересно, что случиться если отправиться в дорогу в более сильный мороз, чем позволяет инструкция к эксплуатации машины? В СССР однажды провели подобный опыт.

Все началось с того, что в редакцию Techinsider попал отчет о северных испытаниях грузовика ГАЗ-53С. Написан он был в далеком 1964 году, после 3 месяцев экспериментов в Якутии и Магаданской области. ГАЗ-53 тогда был абсолютно новой моделью, которую поставили на массовое производство лишь 3 года назад. Поскольку стандартная версия была рассчитана только на эксплуатацию при морозах до -40ºС, для северных районов Горьковский автозавод создал спец версию ГАЗ-53С («северный»). В нее добавили несколько деталей в меру своего понимания, и отправили на эксперименты в реальных условиях. Во время испытаний температура почти постоянно держалась на уровне ниже -50ºС, а в некоторые дни опускалась до -63ºС.

Неутешительные результаты

В отчете содержался огромный список замечаний.

-2

Во-первых, шины на морозе дубели в буквальном смысле – становились твердыми как дерево – и стремительно старели: уже через 1200 км начинали появляться большие трещины, а через 2 тыс. км начинали прохудаться растрескавшиеся камеры, еще через 2 тыс. км уже отслаивался протектор.

Другие резиновые части тоже сильно страдали от мороза – приводные ремни, тормозные шланги в кабине, разрушались даже резиновые коврики в кабине и брызговики.

В сильный мороз у всех машин начали отказывать тормоза. Стандартную тормозную жидкость по совету местных специалистов поменяли на спиртово-глицериновую смесь. Но она слишком быстро испарялась, из-за чего появлялись паровые пробки, что приводило к отказу тормозов даже в теплых гаражах.

На морозе аккумулятор, расположенный под сиденьем водителя, не прогревался и отказывался заряжаться.

-3

После первых экспериментов, кабину решили дополнительно утеплить поролоном, но он на морозе лишь затвердевал, из-за чего невозможно было открыть дверцы.

Конечно, на ГАЗе не стали посыпать головы пеплом, прочитав отчет, а сказали полярникам «спасибо», засучили рукава и начали работать над исправлением ошибок. В конечном итоге, к 1970-м годам северяне получили приличные грузовики в северном исполнении ГАЗ-52-94 и ГАЗ-53-90, в которых все недочеты были исправлены.

А вы когда-нибудь ездили в машине при таком морозе? Делитесь в комментариях!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются