21 июля, в день Казанской иконы Богородицы, совершается празднование разным известным спискам этой иконы. Один из них называется образом Песчанской Божьей Матери. С ним связана интереснейшая история.
Обрел эту икону в XVIII веке святитель Иоасаф Белгородский. Его епархия включала в себя обширную территорию от Курска до Мариуполя. Однажды — уже незадолго до смерти — ему приснилось, что в одном из подведомственных ему храмов икона Богородицы находится в куче мусора. Икона светится, и от нее исходит голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор».
Святитель потрудился найти тот храм. Это была Вознесенская церковь в Изюме Харьковской губернии. В притворе находилась икона. Ее использовали в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь от каждения. Святитель велел поместить образ в киот, перенести в храм, служить перед ней молебны.
Впоследствии эта церковь с иконой была перенесена на более высокое место — на Пески. И икона прославилась как Песчанская. Народу к ней стекалось столько, что не только храм, но и прихрамовая территория были заполнены. И молебны служились постоянно.
Зафиксирован случай, как в 1830 году была остановлена эпидемия холеры после крестного хода с Песчанской. А в 1800 году у этой иконы воскрес умерший ребенок. Этот мальчик вырос, стал полковником, дожил до старости. Звали его Петром Степановичем Гелевским.
Но самое невероятное, что именно на том месте, где была найдена святителем эта икона, совершилось когда-то множество ратных подвигов. На поле, где потом построили Вознесенский храм, Владимир Мономах победил половцев. Полки князя Игоря стояли здесь лагерем. Петр Первый собирался здесь бить шведов. Когда икону уже обрели, в Изюме сформировался знаменитый полк изюмских гусар, отличившийся в войне с французами.
И вот в начале XX века снова было чудесное явление. Святитель Иоасаф, давно уже умерший и прославленный в лике святых, пришел к обер-прокурору Святейшего Синода князю Николаю Жевахову (кстати, прославили святителя при царе Николае II, трудами этого князя) и показал катастрофу, на грани которой находится страна. Велел привезти икону на линию фронта Первой мировой войны, служить перед ней молебны. Ее привезли в Ставку Главнокомандующего. Сама царица Александра способствовала этому. Но никто так и не обратил на икону внимания... Несколько месяцев она простояла в Ставке, без молебнов и крестного хода. А 15 декабря 1915 года ее увезли обратно. Это было переломное время. Как раз за те месяцы были приняты решения, запустившие механизм революции. 29 декабря 1915 года началась масштабная программа по деморализации армии и финансированию переворота. Про Песчанскую же икону окончательно забыли.
А она мирно пребывала (и пребывает сейчас) в родном Свято-Вознесенском храме, в котором на протяжении всего XX века не прекращалась Божественная литургия.
Ни один снаряд не попал в этот храм в годы Великой Отечественной войны. Когда линия фронта подходила к Изюму, икону выносили — и враги отступали.
Вернулись к ее всенародному почитанию лишь в 80-е годы. Особенно много рассказывал о ней отец Николай Гурьянов. С канадским списком этой иконы он велел облететь границы России в 90-е годы, ходить с ней крестными ходами.
© Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»