Найти тему

Делаем фломастера спорта. День 99. Экстремальное восстановление)

Вес не знаю, не взвешивалась. Колено ночью мучило. Утром хотелось эластичный бинт и сдохнуть. Бинтоваться поленилась. Убрала спальник и плащ-палатку. Умылась, поела, зубья почистила. О, Игорь. Самое время для обнимашек) И голову ему на плечо положить, пока рассказываю, как спалось.

Игорь накануне думал мне колено размять, чтоб не мучило. Но ночью не смог меня найти. В укладочной лежало несколько тел в спальниках... Легко перепутать. Наткнуться на спецназовца. А они же сначала бьют, потом просыпаются)))

Разговор перешёл на мышей. Игорь в поле накануне мышек видал. Тут я упомянула армянских мышей, что спать в 6 утра не давали [мышеловка обыкновенная - очень и очень гуманное приспособление...- прим.авт.]

Собеседник историю вспомнил. Как у него дома мышь завелась. Глаз ей прострелил, из игрушечного детского пистолета. Несчастное покалеченное животное не погибло, а ещё успело родить семерых мышат. Наш естествоиспытатель посадил мышат в стеклянную банку с высокими, гладкими стенками. Водички им давал. Есть не давал. Мышата стали пожирать друг друга. "Я ожидала что-нибудь про гуманность",- заметила я. Было в истории и про гуманность. Игорь не стал выпускать в популяцию единственного оставшегося мышонка-каннибала. Мышонок как пошёл бы всех молотить. Не выпустил. Голодом заморил. Я же под гуманностью подразумевала что-то вроде "мышь поймал, но убивать не стал, в окно выкинул". Отец (Царствие небесное), в мои лет 7, когда у нас тоже мышь завелась, в итоге её поймал. Выкинул в окно на пятом этаже. А когда меня ещё не было (да и первые 5 лет моей жизни) - родители на первом этаже жили. Поначалу из подвала много мышей приходило. Отец их ловил, душил, но сразу не выкидывал. Как хороший кот, выкладывал на газетке в туалете. Чтобы жена посмотрела и похвалила))

Чуть позже, сидим в большущей палатке, где укладочная клуба, в котором прыгать собрались. "Ну что, двоечку?"- предлагает Игорь. "Давай",- тут же соглашаюсь. "Уболтал",- улыбается парашютист. Да. Это так и бывает. Сперва "да ну", "не хочу", "спасибо, не буду", а потом только пальцем помани)))

Отделяться без жёсткой сцепки Игорь начал предлагать ещё накануне. Я упёрлась рогами: никак не возможно, я отделяюсь кошмарно, всегда в беспорядочное падение.

Ладно... Пошли прыгать, отделялись в жёсткой сцепке, я держала партнёра за запястья. Развалились! Причём Игорь был без солнцезащитных очков. Потерял меня из вида. Перевернулся на спину посмотреть, поискать... молодец... он итак легче меня, поэтому падает быстрее, а когда переворачивается с живота на спину, то падает ещё быстрее! Не догнала. На высоте 1700 метров осознала безнадёжность мероприятия и, бросив взгляд на товарища метрах в 50 ниже себя, повернулась и отлетела в сторону, чтобы там открыть парашют. Спокойненько его попилотировать, приземлиться более-менее к выкошенной площадке... убрав ноги перед приземлением... Цель себе ставила - любыми силами и средствами, обязательно полностью вытянуть стропы управления вниз перед приземлением (то есть, как следует сделать ту самую "подушку"). Опять же, фоточка на глаза попалась.

Опытный парашютист, перед приземлением с парашютом типа "крыло". Фото из соцсетей
Опытный парашютист, перед приземлением с парашютом типа "крыло". Фото из соцсетей

От ног до земли, как видите, ещё добрых 3,5 метра... а локти у него согнуты. В руках парашютист держит те самые клеванты - петли, за которые можно тянуть стропы управления парашютом. Были бы локти прямые - была бы у парашюта полная скорость. А положение на фото примерно соответствует среднему режиму. Раньше я так высоко в средний режим купол переводить боялась. Потому что придушенный перед землёй Магеллан - прикладывает меня об землю. А тут надумала пробовать. В принципе, не всё так страшно. Только руки надо, любыми силами и средствами, в итоге дотянуть, извините, до промежности. Долго до меня доходило. Что "подушку" затягивают не "как будто на брусьях отжалась", а кисти надо вести по себе, вниз, симметрично, в итоге сводя кулаки вместе. Михалыч, в своё время, это движение показывал... очень много раз) Он тоже не сразу сообразил, как правильно затягивать "подушку".

Затянула. Мягенько села. Именно села, благоразумно убрав ноги)) Игорь ни словом не упрекнул) Сам он до выкошенной площадки немного не дотянул. Эксперимент это был! Стропы управления расчековал, но до приземления держал их в крайнем верхнем положении, а управлял только ногами. Взял себе Магеллан 130 и балуется 🙃 С моей загрузкой, Магеллан 150 тоже вполне пилотируется ногами, но ленивенько. Впрочем, тут манера пилотирования тоже играет роль) Игорь поделился, что ножные обхваты после раскрытия купола сдвинул на середину бёдер. И для поворота - одну ногу выпрямлял, а колено второй поднимал к груди. Так-то конечно! Будет парашют поворачивать, и совсем не так лениво, как от моих аккуратных перекосов в подвесной системе)))

В ходе разбора полётов, когда упомянула, что побежала от него на 1700 метрах, Игорь посмотрел на меня хитро... И негромко: "А ты так не спеши..." Как старший брат) С хулиганскими наклонностями) В принципе, да. Нам с ним уже можно разбегаться на высоте 1200 метров [чуть позже, в этой же статье, покажу видюху, где будет, надеюсь, хоть немножко понятно, что за высота разбежки и высота открытия...- прим.авт.]

Дальше начался кошмар. Игорь решил, что отделения в сцепке у нас "сегодня что-то не идут". Предложил кошмарный план. По основному сигналу, он встаёт на обрез, как при классическом отделении (собственно, к классическому отделению и готовится). Я кладу обе кисти ему на правое плечо [какая милота,- прим.авт.] Ноги ставлю более-менее поближе. Он кивает. Я киваю. Он отделяется, а моя задача - стараясь не оторвать кисти от его плеча, выйти за ним. Вниз, под хвост, словно бы ныряя в воду. С левой ноги. На которую опираться-то не очень хочется, а отталкиваться от самолёта, когда, вдобавок, кажется, что потребуется форсированное сгибание колена... 😱🤢🥴

Было очень страшно. И за колено страшно, и запутаться страшно, и промедлить страшно, и об самолёт удариться страшно, и вообще. В этом подъёме я узнала: перед отделением когда высота уже 2800 метров (а идём на 3000), могут трястись не то что губы, а вся нижняя челюсть.

Думаете, Игорь как следует кивнул? Или проследил, чтобы я руки ему на плечо положила? Я ещё вообще стояла, ушами хлопала, руки непонятно где. А он - прыг! Сориентироваться-то я сориентировалась... Прыг следом! Но как попало 👻 Конечно, оттолкнулась с правой ноги. Должно же в жизни быть хоть какое-то удовольствие. Но за удовольствия надо платить)) В частности, если под хвост самолёта отделяться с правой ноги - ценой будет отделение в беспорядочное падение) Перекрутилась, улеглась на пузо. Игорь намного ниже меня. Гналась за ним в chicken fly (на пузе, специальным образом, старалась падать быстрее, при этом ещё и по горизонтали догоняя). Не догнала! Приземлилась плюхом на попу. Тоже хорошо, без усугубляторов по колену... Да и не так страшно корявое отделение в двойке. Чревато невыполнением плана прыжка - это да. Чревато потерей драгоценного времени свободного падения. Но с точки зрения "прыгнуть и выжить" - корявое отделение в двойке значительных проблем не создаёт.

Игорь же наконец-то познал, как это: Магеллан в штиль летит. Его перед приземлением тормозишь... а парашют летит. Завалился мой партнёр на приземлении, на ногах не удержался. Картошки с поля, однако, не принёс. Сказал: "Только мышь, со злости, в поле убил!"

Всё, Игорь решил: со мной можно без жёсткой сцепки прыгать. Третий раз за день в двойку пошли - в тандемный подъём, выше 2500 метров никого не повезли. Ну, с 2500 двойку прыгнем. Чё нам, быкам)))

На земле, в укладочной палатке, я высказывала мысль держать партнёра за шею при отделении в жёсткой сцепке. Игорь, почему-то, не согласился))) Велел отделяться так. Руки ему на плечо и - за ним. Зато официально разрешил мне его Кусить. Если только за пятку. И исключительно в свободном падении. Но чтобы партнёра укусить, надо его догнать...)))

В самолёте, одна из пассажирок очень волновалась. Кокетливо спрашивала тандем-инструктора Серёгу, будет ли он её догонять в небе, если она выпадет. Или если отстегнётся от него в свободном падении. Не-а. Серёга честно ответил, что не будет. И аж на земле пристегнул пассажирку к себе одним карабином из четырёх. Каждый карабин на разрыв выдерживает 2,5 тонны. Не получится от инструктора в небе оторваться. Даже если очень захотеть))

Игорь поймал общее настроение, стал притворяться, что боится прыгать) Одновременно прикидываться испуганным и успокаивать и обнадёживать тандем-пассажирок (та, что интересовалась, будут ли её догонять в небе, прыгала с подружкой). Я, в шутку, поглаживала партнёра по плечу. Дескать, я тебя не брошу, вместе пойдём)))

А прыгать всё равно страшно!

Кто сам не прыгает - посмотрите видюшку, интересная ;) С 2500 метров отделяемся мы, потом тандемы (да, если мечтаете прыгнуть в тандеме - перед отделением они стоят именно так. И идут к выходу на четырёх ногах :) ). Видео снято камерой, закреплённой у Игоря на шлеме. Ну что, кивнул он перед отделением?)) Сбой алгоритма) Опять) С парашютами - кивки нужны амплитудные. Утрированные. Чтобы их было видно. Ладно, хоть руки ему на плечо положила. Хотя было страшнаааааа...

Это, как сейчас модно говорить, "про доверие". С Игорем мы познакомились в прошлом году. И вот - надо положить руки ему на плечо, после чего меня за ним вытянет из самолёта. На высоте 2500 метров. Пойдёшь с ним?.. Нет?.. Или да?)

Руками гораздо больше хотелось схватиться за боковые стороны двери. Удобно. Привычно. Дотолкнуть себя руками (особенно учитывая, что левой ногой отталкиваться неохота от слова "вообще").

Хорошо видно, как не надо отделяться. Я вываливаюсь - как из трамвая. Естественно, в беспорядочное падение, с прямыми ногами... Переворачивает на один оборот больше, чем обычно.

Игорь - молодец. Старательно вспухает (выгибает спину, как злой котик, чтобы замедлить своё падение). И мы оказываемся на одном уровне. Даже почти получается сойтись... Сама посмотрела свою технику перемещений в свободном падении... а её просто нет. Левая рука занимается неизвестно чем (как обычно...) У Игоря на левой руке полезный прибор высотомер. И его видно в кадре. И у меня на левой руке высотомер - на видео можно пронаблюдать, как я даже не забываю поглядывать, контролировать высоту) Однако, вернёмся к высотомеру, показания которого видны зрителю) 1500 метров - видите, Игорь скрещивает запястья (момент 0:31)? Это означает: "Начинаем разбежку". Я разворачиваюсь на 180 градусов от него. Дальнейший треккинг (быстрое горизонтальное перемещение) в кадр не попал. Видно, что Игорь тоже убирает куда-то руки (в положение треккинга он их убирает). Можно проследить, что он перемещается тоже горизонтально. Стремимся разбежаться (разлететься?) на максимальное расстояние друг от друга, чтобы не запутаться куполами при открытии парашютов). Момент 0:40 - видно 1050 метров на высотомере, парашютист дважды перекрещивает руки перед собой. Жест называется "отмашка". Предупреждает всех вокруг, что сейчас последует открытие парашюта. Правая рука исчезает из кадра... Куда рука тянется, чтобы бросить вытяжной парашют - можно посмотреть вот тут, в 0:40 я тянусь искать ручку выброса вытяжного парашюта... и со второй попытки её нахожу...

Игорь бросает вытяжной парашют ("медузу") на высоте 1000 метров. На высоте, минимально допустимой по правилам. Медузу надо бросить не ниже 1000 метров. Чтобы на 800 метрах уже висеть под куполом. Правила безопасности! Потеря высоты невосполнима, на устранение возможных проблем с куполом нужно время... и высота...

Теперь, надеюсь, стало хоть немножко понятно, от чего мы отталкиваемся, когда определяем высоту разбежки (и что вообще за разбежка такая :) ). На 1000 метров надо уже кинуть медузу. Значит, на 1000 метров мы уже должны быть на безопасном расстоянии друг от друга. Когда разбегаемся, то считаем: 501, 502, 503, 504, 505. 5 секунд. Вертикальная скорость тела в свободном падении 50 м/с. Нууу, если начать разбегаться на 1200 метрах, то где-то на 950 метрах можно кинуть медузу. Или всё же, с перепугу, все эти 501-502-503-504-505 просчитать за 4 секунды и кинуть медузу на 1000 метров) Так или иначе, с земли эти плюс-минус 50 метров за нарушение не сочтут (их вряд ли увидят). Да. Можно начинать разбежку на 1200 метрах. Не ниже. Но у нас ещё мало опыта в групповой акробатике, поэтому на 1500 метрах уже разбегаемся. Я до 1000 метров, как Игорь, не жду, медузу кидаю где-то на 1200. И примерно на 1050-1070 метрах уже вишу под куполом. Есть дополнительная высота, чтобы сориентироваться, попилотировать, дотянуть, докуда надо, и так далее.

Это забавная разница. Между теми, кто проходил AFF (Accelerated Free Fall, ускоренную программу обучения свободному падению) и теми, кто учился прыгать с парашютом по классической программе. Читателю на заметку: стать самостоятельным гражданским парашютистом можно по одной из этих двух программ. Ничего третьего пока не придумали :) На AFF сразу дают "крыло". И прыгают не меньше, чем с 3000 метров. Обычно даже с 4000 метров (выше - уже под вопросом необходимость кислородного оборудования), но конкретно на нашей дропзоне, когда я училась, да и сейчас, ни один летательный аппарат не может подняться выше 3000 метров :) Классическая программа обучения начинается с круглого купола Д-6, и прыгают с 800 метров. По мере прохождения программы, парашюты меняют от простейшего к сложному ("крыло"!), а высоту отделения понемногу наращивают. AFF же состоит из 7 уровней, там парашют всегда типа "крыло", высота отделения всегда те самые 3000-4000 метров. На первых трёх уровнях студента сопровождают два инструктора, дальше - один (в классике прыгают без инструктора, сами. Сразу). На первых четырёх уровнях программы AFF обучающийся открывает парашют на высоте 1600 метров. Далее высоту открытия понижают до 1200 метров на 7 уровне.
Соответственно, после AFF парашютисты побаиваются низких высот. Как так - с 1200 метров отделяться, я уже привык на 1600 метров кидать медузу, а тут всего 1200, и всё только начинается?)) Лично мне, пост-AFF, неуютно падать до 1000 метров, лучше на 1200 уже брошу медузу. "Классики"... с точностным куполом - готовы хоть с 800 метров прыгать) Тем более, в их программе большое внимание уделяют умению правильно отделяться "на мотор". Зато тем, кто по классике учился (как Игорь), по первости страшно прыгать с больших высот. Игорь делился. Как первый раз прыгнул с 4000 метров. В Финляндии. До 3000 метров летел - не мог выйти из беспорядочного падения. Сбился. Возможно, волнение роль сыграло. Летел, кувыркался. Пока не выдохнул и не принял наконец-то правильную позу. После чего никакие беспорядочные падения стали не страшны)
Мы такие разные... и всё же, нам весело прыгать вместе)

Уже на земле, пока в поле пережидали приземляющийся АН-2, призналась товарищу, что мне было очень страшно. "Со мной - ты можешь вообще ничего не бояться. Кроме меня",- веско заметил Игорь. "Нет. Если уж страшилище - так и пускай страшилище летит само по себе. А я сделаю вид, что на пару секунд замешкалась",- я аж свободной от парашюта левой рукой показала, как можно отпустить страшилище в одинокое свободное падение, если двойка отделяется без жёсткой сцепки. "Ах, вот, значит, как..."- улыбнулся товарищ...

С Артёмом, когда первый раз прыгали двойку, я бы точно без жёсткой сцепки не вышла... Пускай себе летит, куда и как хочет... сам... Картинка из открытых источников
С Артёмом, когда первый раз прыгали двойку, я бы точно без жёсткой сцепки не вышла... Пускай себе летит, куда и как хочет... сам... Картинка из открытых источников

А я ещё и укладываю купол самостоятельно. В этом вопросе я - странный AFF-ник (после AFF многие сами не укладываются, не царское дело :) ), а Игорь - странный "классик", что не боится на чужих укладках прыгать) Партнёр подходит поинтересоваться, не хочу ли я пообедать. А то с утра ничего не ела. Нет, спасибо, борщик не буду. Обнимашки вот - хочу) Чтобы хоть какие-то силёнки были купол уложить...

В укладке парашюта колени очень даже помогают. Моя коленочка немного выкобенивалась, но в целом, особых препятствий не создавала. Обсудили, что мне на укладку надо полчаса (да какие 15-20 минут?? Игорь, ты издеваешься??) Меня можно записывать в подъём без моего физического присутствия... но надо, чтобы я успела доуложиться, прежде чем пойти в подъём. Сложно всё как, да? :)

Тут - товарищ заверил, что и на укладку полчаса есть. И даже на такую роскошь, как сходить в туалет.

Жить стало лучше, жить стало веселее. С уложенным парашютом и всякой всячиной в шлеме, иду к манифесту. Игоря нигде нет. Выясняется: убежал в подъём. Ладно, я не спешу. У меня, как-никак, коленочка. Про которую Эльвире Николаевне знать незачем, поэтому она меня записывает в девятый подъём. Заметив, что ещё и Игорь успеет. Прыгнуть, уложить купол (Лёхой :) ) и со мной пойти.

Игорь мне изменил) С мальчишкой) Извинился, но я заверила: всё в порядке. На самом деле, было оптимально. Мне нужна была пауза, чтобы спокойно уложить купол и слегка выдохнуть. А Игорь как раз уговорил Сашу первый раз попробовать прыгнуть двойку. И тому так понравилось! :) Не ожидал, что это настолько интересно - друг за другом по небу гоняться)) Саша (один из многих на этой дропзоне Саш...) - вообще, фрифлаист, с солидным налётом в трубе. Групповой акробатикой не интересовался. А тут вдруг попробовал)

Ых... "Измены"... Накануне Игорь озвучил, что я ему с Димкой "изменяю". Ага. Сам на земле сидел, не прыгал. А я ответила, что, вообще-то, Артёму изменяю. С ними обоими. В воскресенье Димку вызвали на работу... а Артёма опять не было на аэродроме. А мы прыгали тройку. Без жёсткой сцепки. Игорь повторил, что жёсткая сцепка у нас "что-то сегодня не идёт". Чувствовала себя, как двухлетний малыш. Которому взрослые объяснили, что его соску украла Баба Яга. И всё, соски больше не будет.

Начнёшь тут скучать по Артёму! С ним хоть задания посильные... хотя и дико страшно, без застрявшей в бомболюке священной коровы - прыгать вообще невозможно... Картинка из открытых источников
Начнёшь тут скучать по Артёму! С ним хоть задания посильные... хотя и дико страшно, без застрявшей в бомболюке священной коровы - прыгать вообще невозможно... Картинка из открытых источников

Нууу, приедет когда-нибудь Артём - мне будет, что ему рассказать. Как мы усиливали мне страхи, закрепляли стереотипные ошибки, и так далее.

По пути к манифесту, Игорь притворился, будто не может меня догнать. "Шутишь? Хромую парашютистку догнать не можешь?"- съязвила я. "Юльчик, хватит косить",- отозвался товарищ. Ну да... Накануне проверил, что изображать подобие бега трусцой вполне могу...

Да. А пока мы поднимаемся в самолёте и настраиваемся прыгнуть тройку, расскажу про не совсем обычных пассажиров. Приезжали по-серьёзному, с журналистами, видеооператором... Сюжеты снимали, в связи с чем нас попросили сыграть роль дружных парашютистов, выполняющих правила безопасности и всегда приходящих на выручку тандем-инструкторам)

Итак, и репортаж снимали, и в соцсетях видеоотзыв опубликовали. Поэтому считаю допустимым рассказать здесь от своего лица. Пассажиры приехали прыгать на колясках. Вернее, у самолёта они ещё сфоткались на колясках, а дальше кресла с колёсами остались ждать на земле. Одноногий парень только бросил своему инструктору Мише: "Погоди, ничего не трогай",- и сам забрался в самолёт. Было видно, что ему это важно. И вообще, он искренне наслаждался происходящим. Балдел буквально от всего) Девушку с парализованными ногами поднимали на руках. Она прыгала с инструктором Женечкой. Всё продумали. Ногами пассажирка двигать не может, но перед приземлением их обязательно предстоит поднять. К коленям крепко привязали специальный фал. За него, как я полагаю, на приземлении и потянули. Чтобы получилось безопасно и без травм.

Да, передвижение на коляске - это не препятствие для прыжков в тандеме. В этот же день приехала компания глухих парней. Они своего друга женили. Накануне был мальчишник. Утром жених просыпается... ни-ка-кой. Друзья его зовут прыгать. Приводят в чувство и привозят на аэродром. Глухота прыжкам вообще не препятствие. Было видно, что им весело после прыжка товарища. И... слышно. Да, глухие смеются вслух. Некоторые.

Глухой самостоятельный парашютист? Да запросто. Аналогично с тем, как глухой может водить автомобиль. Одноногие самостоятельно прыгать тоже могут. Одного такого на видео замечала. Наш, русский. Впрочем... я и живьём видела. На нашем аэродроме проходили маленькие соревнования по точности приземления. Сижу на лавочке рядом с одним из участников. Немолодой мужчина. И вдруг замечаю, что у него одна лодыжка неестественно тонкая. Вот не присмотришься - не заметишь. Ну, ходит тяжеловато. Мало ли, возраст. А так - выступает наравне со всеми. Вопросов задавать не стала. И пялиться не стала. Ибо.

...что-то за эту неделю повспоминала сериал "Толя-робот". Смотрели?..

Постер сериала "Толя-робот". Картинка из открытых источников
Постер сериала "Толя-робот". Картинка из открытых источников

Напомню, главный герой, человек без рук и ног, ради любви быстренько встаёт на протезы. Девиз сериала: "Всё ты можешь!" Сцены там есть... очень жизненные. В реабилитационном центре врач учит Толю ходить: "Просто скажи себе, "правая нога". И двигай правой ногой..." Как ни странно, на скалодроме это помогает. Сказать себе: "Правая нога". Или левая)

А как главный герой учился управлять бионическими руками? Чтобы разжать руку, нужно расслабиться. У героя поначалу плохо получалось.

Ужасно знакомая ситуация. Когда нужно расслабиться... а никак! Вцепилась - так вцепилась, вот бы ось Аполлона с таким же фанатизмом тянуть... Скриншот автора
Ужасно знакомая ситуация. Когда нужно расслабиться... а никак! Вцепилась - так вцепилась, вот бы ось Аполлона с таким же фанатизмом тянуть... Скриншот автора

В кино реабилитолог советовал герою песни петь. Для расслабления. Тот попробовал - помогло. Мне что поможет - пока не нашли. Так что смотрим. Как я напряжённо и напуганно вываливаюсь за Игорем в небо)))

Первой отделяется двойка, в жёсткой сцепке - вот, что у меня более-менее получается с Артёмом, изредка получается с Игорем и не получилось с Димкой. Далее - наше отделение... по поводу которого наш с Сашей бывший инструктор по AFF даже что-то хотел сказать... Как нам позже передал один из его нынешних студентов... Но мы с Сашей слушать не стали. А Игорь приосанился: "Победителей не судят, всё у нас хорошо, даже видео есть"))) Дааа... Посмотрела видео. Саша очень красиво и технично выполняет боковое скольжение. Не то что всякие тут. А стоя как летает!.. Я вот в группе - в сид пойти, пока что, постесняюсь. Потому что в сиде свои перемещения контролирую плоховато. А упасть на своего товарища - это плохо.

Этот прыжок был единственным за день, когда приземлилась с перекатом. Хорошо, что далековато от Игоря, он особо не видел. Да и на видео не попало. А впрочем... ранец в траве - это фигня, реальная проблема - это если ранец в крови (с)

Приземлилась метрах в 30 от выкошенного участка 10х10 метров, куда приземляются приличные начинающие парашютисты. Пока купол собрала... Иду к указателю направления ветра, чтобы от него пересечь взлётно-посадочную полосу в перпендикулярном направлении) Глядь - летит кто-то. С солидной скоростью. По одежде и шлему с затемнённым визором - узнаю Саню-который-любит-пилотировать-купол. Приземляться он явно будет куда-то в выкошенную площадку, по которой я как раз иду. Загрузка у Сани хорошая. Да и приземляется он обычно не здесь - что-то, возможно, пошло не так... В любом случае, его на приземлении лучше не отвлекать. Ничего умнее, чем встать столбом, не придумала. И на парашютиста смотрю пристально - в его поле зрения я явно попадаю, догадается, что я его вижу. Саня, не меняя первоначальной траектории, пролетел метрах в пяти от меня. Заодно вблизи посмотрела, как он на попу приземляется) Ждать его не стала, почапала по своим делам. Если бы создала помехи или нарушила безопасность - товарищ подошёл бы и объяснил. А так... получился пример на тему "приземление - это ещё не всё, после приземления следует соблюдать круговую осмотрительность".

Да. Инструктор наш бывший. По AFF. Один из его нынешних студентов был расстроен. Уровень не сдал. В чём проблема - даже рассказывать не захотел (я не стала настаивать). Инструктор подошёл. Увидел, как студент расстроен. Меня за плечи приобнял и говорит: "Да ладно! Всё получится. Вон, Юля уже хотела на нас в суд подавать..." "С Лизой-то меня путать не надо",- возразила я. Инструктор сделал знак, чтобы соглашалась)) Ла-адно. Прыгать я с ним ещё раз пойду... если только по приговору суда) Бывают такие неудобные студенты. Как я. Что отличный, талантливый инструктор, который не первый десяток лет учит парашютистов, не может "пробиться" и объяснить материал. В итоге получается шаропутист. А Лиза... Лиза - это мем почти всего аэродрома) Лиза, студентка юрфака, на прыжки приезжала с мамой. Мама, ни разу в жизни не прыгавшая с парашютом, могла увлечённо и подолгу учить нашего инструктора, как ему учить Лизу прыгать с парашютом. Иногда Лиза могла просто перехотеть прыгать. Если это происходило в укладочной - супер, я как раз утаскивала ставший ненужным ей парашют, и шла с ним прыгать) Если же Лиза в самолёте, перед взлётом, передумывала прыгать... всем было не классно, так как взлёт задерживался на полчаса, пока её высаживали из летательного аппарата. Одна из немногих на моей памяти, кому удавалось довести нашего инструктора до повышенных тонов. Мне его до повышения голоса довести не удавалось. Эмоциональную бурю на 40 минут - да, вызывала. Ещё во время прохождения AFF. Со свойственной математику точностью, выдала, что не отделяюсь самостоятельно только потому, что он мне не разрешает попробовать это сделать. ОЙ, что началось))) Нууу, как у него получилось, в итоге, научить меня отделяться - можно посмотреть любое парашютное видео на канале, я везде отделяюсь примерно одинаково ужасно. Мужики понемногу кумекают, решают проблему... А хотя... мне сказали, после 100 прыгов все неудавшиеся отделения уже можно называть запросто - "фрифлай")))

"Попрыгаем в двойке, заодно и отделения твои исправим..." (с) Иллюстрация Роба Шеридана, из открытых источников
"Попрыгаем в двойке, заодно и отделения твои исправим..." (с) Иллюстрация Роба Шеридана, из открытых источников

Прыгать тройку пойдём ещё раз... Мы сможем... Мы долезем... У нас получится... Укладываю купол... Чапаю к манифесту. Стоят Эльвира Николаевна и Игорь. "Юльчик, давай бегом, тот только тебя ждут, чтобы сказать, что подъём отменяется!"- торопит парашютист. "Игорь Валерьевич! Немедленно прекратите насиловать труп!"- выдыхаю я. Он шутил. Ничего не отменяется, и я даже не чемпионка по тормознутости, ещё наш с Сашей бывший инструктор купол укладывает. Эльвира Николаевна вспоминает: один из наших парашютистов - патологоанатом. Интересующийся бальзамированием и практикующий таковое. Готов собирать парашютистов из любого состояния (к вопросу об изнасилованных трупах...). Для всё ещё живых парашютистов есть Артём (поэтому ему точно не интересно знать про моё колено... И Эльвире Николаевне тоже не интересно).

Подъём собрался душевный и разношёрстный. По пути к самолёту, шли мимо валяющегося мурчательного котика. Котика все желающие погладили :) Потом котик ещё пришёл потереться о парашютистов, валявшихся на земле у самолёта в ожидании подъёма :) Среди нас был студент, который расстроился из-за не пройденного уровня AFF. Он надумал прыгнуть с инструктором просто для удовольствия. Так называемый "фановый прыжок", от английского fun - веселье. Тоже удовольствие. Тем более, на закате. Разве что, дороговатое удовольствие. Прыжок с инструктором обходится в 10500 рублей (почему студенты огорчаются из-за незачтённых уровней AFF? Потому что повторная попытка стоит от 10500 до 13500 рублей). Также в подъёме был тандем - Женечка с пришедшей под вечер на аэродром девушкой-подростком. Привели пассажирку родители. Просто так, без предварительной записи, - вдруг получится тандем прыгнуть? Мама пошла с дочкой в подъём, но она сидела без парашюта, пристёгнутая - надо думать, приземлялась в самолёте. На малую высоту шёл учащийся по классической программе - он сбился, запутался и, вопреки усилиям выпускающего, отделился до основного сигнала. Всё бы ничего, но купол круглый, почти не управляемый. Всех беспокоило, где он приземлится. Ничего, обошлось, приземлился на край поля. Выпускающий тоже прыгал, но двойку, с 3000 метров. И нас трое. Наш с Сашей бывший инструктор аж переспросил. Да, мы трое не в одиночном порядке прыгаем, а в тройке.

На малой высоте не идеально отделился товарищ с круглым парашютом. Потом на 2500 метрах забыли выбросить тандем)) Следующая "остановка" - 3000 метров. Тут же всё переиграли. Ещё раз хорошо подумали, не устроить ли два захода с 3000 метров. Нет, не устроить. Первой отделяется двойка, затем тройка, после нас - инструктор со студентом (студент на 4 уровне AFF, самостоятельно отделяться ему пока нельзя). Крайним идёт Женечка с пассажиркой. Нууу, да, студенту нужно чуть больше времени для отделения. Да и сам по себе тандем отделяется не быстро, может уйти до 15 секунд о_О Но Женя опытный, он обязательно исправит ошибку выброски. Тем более, тандемы открывают парашюты метрах на 1600. Отлично получилось, девчонка как раз мечтала, чтоб высоты побольше. 4000 метров - не вышло, но уж сколько есть)

3000 метров набрано. По основному сигналу, ушла двойка. Игорь проконтролировал визуально, что они действительно ушли. Стоит у двери. Я - руки ему на плечо. Прыг... опять вывалилась в беспорядочное падение, переворачиваюсь, перекручиваюсь, ложусь. Игорь метрах в 50 ниже (растаскивает на отделении - только в путь!) На спину перевернулся. И какое-то с ним беспорядочное падение происходит. Но расстояния достаточно много, чтобы пробовать к нему подойти. Хотя бы ради опыта. Краем глаза наблюдаю Сашу, уже вставшего вертикально. Сама пробую собраться в комочек, но животом к земле. Экспериментирую: мне лучше так догонять партнёра, или в chicken fly. Возможно, вскоре попробую догонять на спине (можно собраться в группировку и падать быстрее, чем на животе). Вертикально можно падать ого как быстро, но вертикально - я не контролирую свои перемещения вперёд/назад/вбок, поэтому в группе такие вещи делать ещё рано.

На одной высоте мы оказались где-то на 1400 метров)) Быстренько разбежались, открыли парашюты) После приземления, всё прояснилось. Игорь то ли сам себе на ногу наступил при отделении, то ли кто-то другой ему на задник тапка наступил... В общем, обувь с правой ноги наполовину слетела. Этой весной Игорь уже сумел потерять кроссовок в свободном падении. Естественно, потом на земле не нашёл) Над ним все хихикали) А тут решил: нет. Лёг на спину и удобненько надел кроссовок)) Признал: да, это он накосячил. Ураааааа, хоть разочек за день - не я виновата))) Хотя Саше в нашей тройке только посочувствовать: он вынужден следить, когда я там соизволю закончить тормозить, и наконец-то отделюсь (секунда промедления? Легко!). Отделюсь в беспорядочное падение. А ему надо выходить сразу за мной. Впрочем... способность контролируемо летать в положении стоя несколько упрощает его задачу)

Упрыгались? Не то слово! По пути домой, с Игорем рассуждали про сладкую усталость) Отрубало меня, под конец, конкретно. Еле до дому долезла. Что-то поела, смогла ополоснуться под душем и сп-п-пать...