Найти тему
Кудрявая Кукуруза

Как перестать поднимать вещи за ребёнком

Ситуация 1. Лиде где-то 7-8 месяцев. К нам в гости пришла бабушка (моя мама), и мы сели за стол. Лида тоже с нами в стульчике для кормления. Бабушка протягивает Лиде какой-то кусочек еды. Лида его берёт — и кидает на пол. Бабушка тут же бросается поднимать и вытирать. Потом даёт новый кусочек еды. Лида снова его кидает. Через некоторое время бабушка начинает причитать, что внучка растёт совершенно невоспитанная.

Ситуация 2. Лиде год и четыре, и мы с ней пошли в игровую. Она испугалась залезать в бассейн с шариками, но шарики ей всё же интересны. Поэтому в бассейн залезла я и стала подавать ей шарики по одному. Она их берёт — и бросает на пол. В это время мимо проходящие люди начинают на меня коситься, типа чего это мы тут шарики из бассейна разбрасываем. Девочка лет семи начинает собирать шарики и относить их обратно в бассейн, при этом грозно поглядывая на Лиду. Лида продолжает разбрасывать шарики. Чем активнее девочка собирает и чем больше злится, тем больше Лиде нравится разбрасывать. Всё это прекращается, только когда девочка уходит. Я даю Лиде ещё два-три шарика (и при этом не подрываюсь их собирать), и у неё пропадает интерес. Разбросанные шарики я потом, естественно, собрала, когда Лида отвлеклась на другое.

Наверняка, вы много раз видели подобные ситуации: ребёнок радостно разбрасывает вещи, а родители из раза в раз их поднимают и сетуют, какой непослушный у них ребёнок. Кто-то говорит: «Нет!», кто-то раздражается и кричит, а кто-то молча собирает. Итог один: ребёнок продолжает разбрасывать вещи.

Что с этим делать? Как отучить?

Для начала нужно ответить себе на вопрос, а зачем ребёнок это делает. Многие взрослые ошибочно считают, что ребёнок таким образом вредничает или показывает характер, ведь ему уже сказали, что нельзя. На самом деле, когда ребёнок в первый раз бросает какую-либо вещь, он банально проверяет закон тяготения. Это в нём заложено природой: ему нужно усвоить, что вещи падают. Он будет делать это несколько раз с разными предметами, но не бесконечно. Особенно если не подкреплять его поведение своими взрослыми заморочками.

Вот здесь-то и начинается самое интересное. Если вещь не просто падает, а взрослые на это как-то реагируют (раздражаются, кричат, поднимают), то ребёнок от этого «заводится». Он начинает проверять, сколько раз мама готова поднять предмет. Для него это как закон тяготения: если вещи всегда падают, то и мама должна всегда их поднимать? Мама, естественно, не робот, и в какой-то момент начинает проявлять эмоции. Ребёнок снова проверяет: если я брошу, то на какой раз мама разозлится? Мама, может быть, близка к тому, чтобы ударить своё любимое чадо, но для него это — всего лишь эмоциональная подпитка. Негативные эмоции заряжают нас так же сильно, как и позитивные. А уж если позитивных мало (мама не носит на ручках, не проявляет нежности), то ребёнок будет выпрашивать любое внимание, в том числе негативное.

То есть, проблема не в ребёнке и не в том, что он проверяет силу тяжести, а в реакции взрослых на разбросанные вещи. И если убрать реакцию (ну упало — и ладно), то аттракцион прекратится!

Я проверила это на собственном опыте. Я никогда не поднимаю ничего за своей дочерью, если она что-то бросает. Упало — значит упало. Если ей нужно, поднимет сама. Да, частенько у нас по всему дому разбросаны игрушки, но меня это не напрягает. Игрушек у нас не так много, и собрать их все в пакет занимает пять минут. Обычно я занимаюсь этим во время дочкиного сна или перед приходом гостей.

При этом еду я принципиально не даю разбрасывать. Если Лида что-то выкидывает из тарелки на пол, я забираю у неё тарелку и выпускаю из-за стола. Лично я не хочу прививать ребёнку установку, что еда — это игрушки, хотя сторонники самоприкорма к этому относятся спокойно. Но мы следовали принципам педагогического прикорма, в рамках которого еда — это ценность. В результате, в год и четыре дочка вообще не разбрасывает еду. Никогда. Если она не голодна или ей что-то не нравится на тарелке, она просто отодвигает её от себя или может возмутиться на своём детском наречии.

Вот так мы «отучили» дочку бросать вещи. А как у вас с этим обстоят дела?