Человек, чья смерть ознаменовала окончание целой эпохи в философии, длившейся почти тринадцать веков.
Всем привет! На связи Культурологический Ликбез. Сегодня я продолжаю свой рассказ о философии на канале, но вместо философии XIX-XX вв. мы вернёмся и поговорим о Боэции. Этим материалом я начинаю небольшой цикл из 5-6 статей, которые будут посвящены средневековой философии — патристике, схоластике, арабской и самым важным персонам той эпохи.
Об эпохе Боэция и о нём самом
А начну этот цикл именно с Аниция Манлия Северина Боэция, жившего на рубеже V и VI вв., во времена переломные для всего европейского мира. Именно на это время приходится падение Западной Римской империи и окончательное обоснование варваров на её бывшей территории. Да и в культурном плане Боэция застал сложнейшую эпоху, когда античная культура активно вытеснялась культурой новой, христианской. И как любая новая культура в становлении, христианская была агрессивной по отношению к любым другим идеологиям. К вхождению Боэция в активную жизненную фазу уже были сформулированы основы патристики — школы христианской философии. Уже активно боролись с ересями и другими монотеистическими вариациями религии, вроде арианства, манихейства, гностицизма. Последняя значимая школа античности языческого направления — неоплатонизм приходила в упадок. Именно в такое время и суждено было мыслить и созидать Боэцию.
Стоит пару слов сказать и о борьбе христианства с язычеством. Несмотря на активные действия священников и Аврелия Августина, языческая идея, а главное, та образованность, философия, которую несла античная культура, продолжала играть значимую роль в жизни общества, особенно в крупных городах бывшей Западной Римской империи. Как это ни странно, но христианство смогло победить язычество благодаря нашествию варваров, наступлению Тёмных веков и падению уровня образования. Христианство в интерпретации святых отцов было гораздо понятнее античной философии для основных масс и даже тех, кто занимал государственные посты. Было оно понятнее и вторгшемся германским племенам.
На жизнь Боэция как раз пришлось вторжение остготов и правление Теодориха Великого. При остготском короле в Северной Италии наступила довольно устойчивая политическая и экономическая атмосфера. Более того, Теодорих проявлял интерес не только к христианству, но и к античной культуре. Историки называют этот период Остготским возрождением или ренессансом.
В таких условиях, Боэций, образованный и происходивший из знатного рода патрициев, стал видным государственным деятелем. И хоть "последний античный философ" официально был христианским мыслителем, он во многом наследовал неоплатоническую традицию и даже предпринимал попытки примирить Платона и христианство. Этим впоследствии, кстати, займутся остальные святые отцы из школы патристики. Однако принадлежность Боэция к сенатской оппозиции, которая мечтала свергнуть в Риме правление Остготов, привела его к заключению и казни. За меньше, чем 45 лет, Боэций сумел оставить значимый след в истории мысли: как в христианской, так и в общефилософской традиции.
Основные идеи
Как я уже сказал, Боэций в первую очередь был неоплатоником, а уже потом христианским мыслителем. Это сильно отличало его от предшественников и современников, ведь главным авторитетом для него было не Святое Писание, а труды Платона, Плотина и Ориген.
Главная заслуга Боэция в том, что он сумел заложить основу для мостика между античной философией и христианской теологией, наполнив последнюю многими важными категориями, дав возможность перенять платоническое учение о Мировой душе, о человеческой душе и понимание Бога не как какого-то антропоморфного существа, но скорее силы, всеобъемлющей и всепоглощающей. Боэций определял Бога как сущность, которая исходит из идей Высшего блага. Внёс он свой вклад и в споры сотворения мира: если христианские отцы того времени придерживались мысли, что Бог создал всё из ничего, то Боэций противопоставляет этому не творение Богом, но упорядочивание хаотической материи, которая существовала "до". Это, кстати, напоминает некоторые современные научные теории о происхождении мира.
Но были У Боэция и практические мысли, которые нашли воплощение в следующие эпохи. Речь идёт о концепции семи свободных искусств, которые лягут в основу средневекового университета. По Боэцию всё человеческое знание делилось на два раздела:
- Trivium (лат. трёхпутье) включал в себя грамматику, риторику и диалектику;
- Quadrivium (лат. четырёхпутье) включал в себя арифметику, геометрию, астрономию и музыку.
При этом любой человек должен был сперва освоить трёхпутье, а только потом браться за четырёхпутье, ведь три начальных науки имело следующее соотношение: грамматика — письменный язык (латынь), риторика — способность выражать мысль, диалектика (логика) — способность мыслить.
Интересно интерпретировал Боэций и понятие свободы, которое только-только начинали осваивать христианские теологи. Для последнего античного философа свобода — это разум и понимание окружающего мира. Насколько человек обладает знанием, настолько он и свободен. Это, согласитесь, далеко от христианской доктрины и больше походит на идеи рационалистов XVI-XVII вв.
Христианский догматик или античный философ?
На самом деле одной из загадок для современных исследователей остаётся вопрос о том, насколько был христианизирован Боэций. Современники считали Боэция христианским мучеником, но сама католическая церковь узаконила этот культ лишь в 1888 году. Есть ещё вопросы насчёт некоторых произведений, якобы написанных Боэцием. Так, ему присваивают авторство трактата "О святой троице" и ряд других богословских книг.
Однако важнейшей книгой Боэция является "Утешение философией", которую он написал уже в темнице перед казнью, и у которой мы точно можем подтвердить его авторство. И в этой книге его христианская сущность куда-то улетучилась. Во-первых, нет ни одного упоминания Христа, а это было важно для книг того времени, тем более, книг о мироздании. Зато большое количество ссылок на Платона, Плотина, Аристотеля и других античных философов. По сути, Боэций ставит точку в развитии неоплатонизма, развивая идеи о двойственности вещей, о свободных науках и не человекоподобном Боге.
Забавно, но учение о свободных науках, которое впоследствии переняли средневековые университеты, оказалось не очень свободными. Святые отцы к тривиуму и квадривиуму добавили главенствующую над всем науку — богословие.
Влияние
О влияние на культуру и развитие образования в Европе я уже упомянул, поэтому просто зафиксируем этот пункт. Ещё одной важно вещью являются переводы Боэция и его комментарии к работам античных философов. Во многом благодаря этим переводам до нас и дошли "Категории" и "Введение" Порфирия, часть аристотелевских и платоновских трактатов, а также многие сочинения неоплатоников и даже стоиков. Огромный вклад Боэций совершил и в рациональное понимание Бога, которое подхватит Абеляр, предвосхитив рационализм, что в своё время окончательно добьёт средневековую схоластику. И наконец, но это же чистый философский аспект — Боэций впервые поставил вопрос о двойственном существовании вещей. Он предположил, что каждая вещь, явление, человек имеют: во-первых, общую сущность (например, все стулья), а во-вторых, конкретное бытие (например, именно этот стул со всеми своими качествами и атрибутами). Такое двойственное восприятие вещей, как часть чего-то и как самостоятельное имело огромное влияние на развитие мысли. И только одно явление в мире не имеет такой двойственности. Это Бог.
Другие материалы на тему философии:
На этом мы сегодня заканчиваем наше повествование. С вами был Культурологический Ликбез. Спасибо за прочтение!
Буду рад любым вопросам и отзывам по теме и нет в комментариях. А ещё можете предлагать свои темы в области культуры, о которых вам было бы интересно почитать.
Об авторе Культурологического Ликбеза небольшой пост для знакомства.