С недавних пор тема раннего развития стала чуть ли не самой обсуждаемой в родительских сообществах. Количество услуг в этом направлении растёт. Вместе с тем увеличивается и число противников этого явления. Чтобы примкнуть к тому или иному лагерю, необходимо понимать, что представляет собой раннее развитие и какова его цель.
Само понятие закрепилось с подачи японского инженера и предпринимателя Масару Ибука, в 70-е годы прошлого века выпустившего несколько книг об осознанном подходе к развитию детей раннего возраста, одна из которых называлась «После трёх уже поздно». Как правило, большинство услуг, предлагаемых для малышей, подразумевают под собой раннее обучение, а не развитие — счёт с пелёнок, скорочтение и т.д.
За всей этой гонкой родители часто забывают о потребностях своего ребёнка. Насильное развитие в себе каких-либо навыков, равно как и леность в вопросе, что дать ребёнку в качестве пищи для развития, — две крайности, далёкие от истины. И как часто бывает, в поиске ответов на вопрос, а нужно ли раннее развитие, оказывается, что «всё придумано до нас».
В Научно-исследовательском институте дошкольного воспитания АПН СССР под руководством А. В. Запорожца осуществлялось всестороннее изучение воспитания детей до восьми лет и разнообразные аспекты их психолого-педагогического развития.
Исследователи того времени поддерживали идею воспитания с малых лет, но особо подчёркивали, что
воспитание должно осуществляться с учётом потребностей каждого возрастного периода.
Современным родителям важно понимать, что мозг состоит из множества структур, каждая из которых созревает в своё время. Поэтому есть сензитивный период (наиболее благоприятный) для развития речи у ребёнка, а есть — для развития координации и т. п.
Учёные Института придавали особое значение правильной организации детской деятельности, в которую включали как игровую, так и учебную, трудовую.
Родителям стоит обратить внимание, что необходимо правильно организовать занятия своего ребёнка, а не хаотично водить по разным секциям для малышей.
Почему это особенно важно? В первые годы жизни закладываются практически все способности (речевые, умственные, художественные, физические), и именно в дошкольном возрасте они интенсивно развиваются. Так что на вопрос, нужно ли раннее развитие, ответ очевиден.
Для исследователей того времени было понятно, что заниматься воспитанием необходимо с самого раннего возраста, так как становление нравственных ценностей, формирование чувств, эмоций, привычек, черт характера происходит уже с первых лет жизни.
Современным родителям будет интересно узнать, какие направления воспитания дошкольников выделяли в Институте:
- физическое развитие;
- умственное воспитание;
- формирование нравственных представлений;
- развитие речи;
- эстетическое воспитание;
- семейное воспитание;
- эмоциональное развитие;
- социально-психологическое становление личности;
- подготовка к школе.
А. В. Запорожец уделял особое внимание развитию детской игры, поэтому родителям нужно предоставлять ребёнку время для спонтанной игровой деятельности без инструкций и заданий.
Воспитание в раннем возрасте — вот фундамент будущей личности человека. Оно требует систематической, целенаправленной работы как педагога, так и родителей, организации деятельности с учётом нашей реальности, индивидуального подхода к ребёнку и его особенностям.
Развитие — это не отрезок, а вектор, к которому редко применимо определение раннего или позднего. Время — наш самый ценный ресурс. Помните, как было в «Маленьком принце»: «Люди забираются в скорые поезда, но они уже сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую… И всё напрасно».
____________________________
Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.