Лето было в самом разгаре, и вот наступило время большого марша. Об этом событий ходило много слухов среди курсантов. Предстояло пройти по программе обучения малый и большой марши. Малый, это как бы тренировочный и большой, это расстояние в сто пятьдесят километров. Трасса, по которой проходил марш проходила возле деревни Новотроицк, в нескольких десятках километров от расположения части. И вовремя, прохождения большого марша, нам предстоит жить в палатках. Это конечно грело душу, так как само проживание на природе, исключало муштру на плацу и бесконечное натирание полов в казарме. Так что каждый ждал этого события с затаенной надеждой на что-то новое и необычное. И вот наконец этот день настал. После построения на плацу рота погрузилась на автомобили Газ-66, колонна которых ожидала нас у КПП. Проехав по улицам Песчанки, колонна вытянулась по дороге ведущей в сторону Атамановки. Здесь находился танковый ремонтный завод и учебка поваров. Проехав Атамановку, мы еще где-то около часа передвигались по полям, перелескам, минуя небольшие деревушки. Остановились в березовой роще, где был разбит палаточный лагерь. Состоял он из нескольких больших на несколько десятков человек палаток. Полевой кухни и столовой с столами и скамейками из доски. Рядом находился лагерь, где жили механики инструкторы и полевой парк, с рядом видавших виды учебных машин. Недалеко виднелись строения деревни, по всей видимости Новотроицка. А вокруг были сопки, поросшие лесом, и между ними петляла речушка с обрывистыми берегами, заросшими кустарником. Вокруг стояла тишина и только птицы нарушали ее своим писком. Было так хорошо и непривычно, что мы даже в первые минуты были оглушены этой тишиной и с удовольствием наслаждались ею. После построения нас распределили по палаткам повзводно, и время, отведенное на большой марш, потекло. В основном нам приходилось здесь заниматься непосредственно вождением машин и помогать их обслуживать в парке. Ну и различные работы по наведению порядка в палатках и в расположении городка, а также наряды по кухне. Каждое утро начинались вождения, но так как курсантов было много, а машин намного меньше, то водили в порядке очереди, в зависимости сколько машин было на ходу. Где-то на третий день наступила моя очередь водить малый марш. Подойдя к машине, у которой меня ждал инструктор, встретивший меня неожиданным вопросом – Ну что курс, петь умеешь? – А зачем? – удивился я. – Как зачем? – Ехать долго, будешь дедушку развлекать. – Да нет, совсем не умею – смутился я. – Ну тогда анекдоты рассказывать будешь, анекдоты то знаешь? – и опять я пожал плечами. Признаться я совсем не готов был к такому началу предстоящего марша. – Скучный попался курс, - ладно тогда я кимарить буду, и не дай божок трясти будешь, - инструктор протянул мне шлемофон, - давай садись. Я одел шлемофон, подключился к ТПУ (танковому переговорному устройству). По команде инструктора запустил двигатель и тронулся с места. Наш путь пролегал по полям и перелескам. Изрядно разбитый гусеницами машин, большой сложности он не представлял, и на довольно продолжительных участках была возможность двигаться на повышенных передачах. Иструктор и впрямь, казалось, спал сидя в командирском люке, но иногда, когда я дергал машину на повороте или она прыгала на кочках в шлемофоне раздавалось – Полегче, полегче, - и на этом замечания заканчивались. Мне повезло что попался дед, они как правило были спокойные и с ними водить было легче. На участках лесистой местности повсюду валялись поваленные машинами деревья. Это курсанты, не вписывались в габариты дороги и выезжая за ее пределы, наезжали на деревья. Не минула эта участь и меня. На затяжном повороте, двигаясь на повышенной передаче, машина плохо слушалась. Она слабо реагировала на все мои усилия поймать рычагом ПМП момент, когда она станет плавно поворачивать. В результате, не вписавшись в поворот, наехал на сосну, которая хрустнула как спичка и машина, даже не почувствовав препятствия, продолжала двигаться дальше. Инструктор успел спрятаться в башне, видно такое случалось с ним часто. Он только прокричал мне – Осторожнее курс! - Тише! - А то дедушке дембель заморячишь! - И мы продолжили движение как ни в чем не бывало. Сосна была довольно толстой, и я был поражен тем, что она хрустнула как спичка под напором машины. Впереди и сзади нас тоже шли машины с большим интервалом в сто, а то и более метров. Попалось и несколько стоящих на обочине, где инструктор с курсантом пытались устранить неполадки. Останавливались и мы на обочине, с целью перекура и осмотра машины. С непривычки, и от напряжения, которое приходилось испытывать, следя за приборами и управляя машиной, чувствовалась усталость. И вот наконец, закончив круг мы остановились на исходной. Иструктор, после осмотра машины и короткого отдыха, должен был отправиться на трассу уже с другим курсантом. Близилось время обеда, и я довольный собой и слегка уставший, присоединился к своим товарищам. После обеда все, кто уже прошел круг работали в парке. Мне механик инструктор поручил открыть под моторный люк. Люк находился на днище машины, и что бы его открыть требовалась определенная сноровка. Открутив крепежные болты и упершись в люк коленьями, я стал опускать одну его сторону на землю. И тут, на меня пролился антифриз и масло скопившиеся в нише люка. Жидкость была еще горячей, так как машина недавно вернулась с круга. Облив ею туловище и ноги, но не ошпарившись, я весь промасленный вылез из-под машины. – Ну вот, теперь ты настоящий танкист, - пошутил инструктор, и взяв гаечные ключи полез под машину. Хорошо, что на мне был комбинезон, который пришлось выжимать и сушить, но и на х/б тоже остались масляные пятна. Но это нисколько не расстроило меня, так как следующий день был выходным, и я намеревался постираться на речке. И вот наступило утро выходного дня. После завтрака, я с друзьями, Саней Рудаком и Шатхановым Лешей пошли на речку. Пошли не только мы, а вся рота, так как многие решили постираться. Вся рота расположилась недалеко от лагеря, а наша компания ушла подальше. Постиравшись и развешав х/б на ветках мы развели костер. Леша, каким-то образом, умудрился на кухне достать кусок мяса, которое мы стали жарить на углях костра. Поев мяса и разомлев на солнце, мы уснули. Сон наш был здоровый и беззаботный, давно мы уже так сытно не ели и спокойно не спали. Проспали мы довольно долго и разбудили нас крики. Оказывается, это нас искали сослуживцы. Объявили построение роты и обнаружили что нас нет. Стали искать по берегу и нашли спящими. Когда мы пришли в лагерь, то в наказание за отсутствие, и что бы служба медом не казалось, нас заставили копать яму у кухни, для хозяйственных нужд. Земля была мягкая и уже к отбою мы яму выкопали. Но даже и это, не испортило нам настроения. А потом, опять были дни, заполненные вождением и обслуживанием машин. Время пролетало быстро. И эти дни, проведенные в Новотроицке на большом марше, были одними из самых лучших и интересных дней, проведенных мною в учебке.