Анонс от издателей Издательство и Журнал "Сказка и Миф"
А завтра сделаю от себя) про Локи и интернет-троллей))
***
В 8 номере журнала «Сказка и Миф» раздел • НАУКА
Образ тролля в скандинавском фольклоре и литературе.
| Наталия Будур
«В этой статье мы поговорим именно о троллях, поэтому других персонажей оставим за границами исследования.
Тролль большой и безобразный на вид. У него бывает, как и у людей, одна голова, а бывает – три, девять или даже двенадцать. В скандинавской народной сказке действует закон утроения: у царя три сына, у змея – три, шесть или двенадцать голов, такое же количество голов и у троллей, герой часто достигает цели с третьей попытки (например, прыжки на коне у хрустальной или стеклянной горы). Утроение встречается в древнейших заклинаниях (например, рунических). Исследователи считают утроение признаком древности текста.»
«Все тролли выглядят по-разному, и вполне вероятно, что имен- но этим обстоятельством объясняются уверения фольклористов в том, что внешность троллей нам пока еще неизвестна. Это в принципе чистая правда – потому что фотографий троллей у нас нет, зато мы судим о них по рисункам, созданным классиками этого жанра в первых изданиях сказок.
Из сказок же мы знаем, что одни тролли – высокие, как горы, другие – не выше человека. Голова тролля часто похожа на пень. Носы у них некрасивые, очень большие и все в бородавках. Рты широкие, до ушей, с желтыми клыками. Глаза маленькие и прищуренные. У некоторых троллей всего один глаз, и расположен он посреди лба. На голове растет трава, вереск и даже деревья.
У всех троллей есть хвостик. Хвост – вообще отличительная черта скандинавской нежити. Есть коровий хвост и у красавицы-хюльдры – норвежской горной ведьмы. Силе чар хюльдр не может противостоять ни один парень. У хюльдр часто рождаются от земных мужчин дети. Хюльдры могут помогать людям, и тогда советов их, как советов фей, надо слушаться беспрекословно, или вредить смертным. Они часто воруют еду, которую забыли перекрестить. Являются они в усадьбы невидимыми, потому что у них есть шапка-невидимка.»
«Слово «тролль» встречается во всех германских языках. В «северных» языках оно означало мифологического великана. И в языческие времена, и во времена раннего христианства тролли считались главными противниками человека, очень опасными и обладающими огромной колдовской силой, недаром в современных скандинавских языках глагол «колдовать» – trolle. После принятия христианства в Скандинавии троллей стали считать дьявольскими помощниками. Конунги Олав Трюгвассон и Святой Олав боролись с троллями, о чем говорится в древнесеверных сказаниях, в том числе и в сагах, а позже и в легендах о них: «Святой Олав крестил народ, обращая всех в христианскую веру, переходя от хутора к хутору, а тролли изо всех сил старались пакостить и мешать ему. Но не очень-то это у них и получалось – как только видел Олав нечисть, так сразу и превращал их в камень. Эти валуны, которые до встречи со святым были самыми настоящими троллями, можно и в наши дни увидеть по всей стране.
В одной из областей Норвегии есть камень, очень похожий на троллиху. Рассказывают, что, когда Олав проезжал мимо той горы, троллиха, которую норвежцы называют гюгрой, выскочила на свет Божий с кочергой в руках и крикнула:
Святой Олав с бородой-лопатой,
Что скачешь близь моей кухни богатой?
Олав глянул на нее и ответил:
Стань передо мной Отвесною стеной.
И гюгра тотчас превратилась в камень».
Постепенно из мифов и сказаний тролли перешли в сказки и баллады. На основании всего вышеизложенного тролль в народной сказке выполняет несколько функций.»
Продолжение в 8 номере СКАЗКА И МИФ | No8 2023 раздел НАУКА
купить в один клик https://skazkaimif.ru/tproduct/101053585…
| Наталия Валентиновна Будур – писатель, филолог, медиевист, специалист по истории средних веков и фольклористике. Автор книг по истории эпохи викингов, культуре скандинавских стран и России. Лауреат литературных премий и участник международных конференций в России и Норвегии. Наталия Будур
В статье рассматривается эволюция образа тролля в литературе от древнескандинавского эпоса до современных литературных сказок. Автор проводит сравнительный анализ скандинавского фольклора с русским, показывая, например, различия между троллем и лешим. Отдельное внимание уделяется связи тролля фольклорного и тролля интернета. В качестве материала использованы фольклорные и литературные источники, в том числе, норвежские сказки, не публиковавшиеся на русском языке.
Для зарубежных покупателей!Наши книги так же можно купить за пределами РФ на сайте Ольги Кондратовой (Словения) https://kondratova.pro/ru
Наш тг https://t.me/skazksimif
#СКАЗКАИМИФ #наука
#символ #образ #миф #сказка #архетип #тролль #фольклор #сюжет #Андерсен #герой #волшебная_сказка #скандинавская_сказка #норвежская_сказка
Иллюстрация - Йон Бауэр