Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
19 июля мы отметили день Москвы-реки. Познавательные и развлекательные мероприятия для москвичей, посвященные этому празднику, будут проходить в столице всю неделю. Ну а я сегодня расскажу о нашей книге: «Москва-река пассажирская».
Сейчас, когда речной транспорт столицы претерпевает коренные перемены, издание, посвященное истории водного движения по Москве-реке, как никогда актуально. «Москва-Река пассажирская» была выпущена командой музея в 2023 году. Автором текстов выступил главный специалист научно-исследовательской службы Никита Голованов.
Издание охватывает не только современное устройство главной водной артерии столицы, но и повествует о том, как зарождалась история пассажирских перевозок, рассказывает о всех перипетиях на пути превращения речки в важный транспортный коридор.
Изначально Москва-река была малопригодна для судоходства. Ее крутые изгибы печально славились отмелями, да и глубина во многих местах позволяла пересекать реку вброд. Вот с истории гидротехнических сооружений, позволивших сделать реку более-менее полноводной, и начинается наш рассказ.
Покорение Москвы-реки имеет весьма витиеватую историю. Но лишь сооружение грандиозного канала Москва-Волга в 1930-х годах позволило наконец достичь поставленной цели, кардинально изменив водную карту Москвы.
Речная инфраструктура — это же не только сама река. В нее входят набережные, каналы, шлюзовые системы, причалы и пристани. Обо всем перечисленном вы также сможете узнать в книге.
Изучая предназначение Водоотводного канала, подсчитывая сколько в истории пассажирского судоходства было речных вокзалов, мы открываем для себя малоизвестные страницы прошлого столицы. Книга ведь не только про судоходство, она и про город, который планировался, застраивался и образовывал промышленные зоны, во многом исходя из удобства использования водного пути.
Причем даже грандиозные изменения в гидросистеме столицы, произошедшие в 1930-х годах, не везде были доведены до конца. Что осталось «за кадром» можно узнать из книги. По секрету скажем, что Москва могла приобрести в свое время не только автомобильные кольца, но и водные. Причем сразу два: большое и малое.
Конечно, большое место в книге уделено возникновению и развитию речных портов: пассажирских и грузовых. Они часто были связаны между собой. Мы постарались раскрыть ранее не описанную тему судостроительной отрасли Москвы. Подробно рассказали о типах судов и самой структуре пассажирских перевозок внутри города и далеко за его пределами. А завершили книгу рассказом об электросудне — последней на сегодняшний день столичной транспортной новинкой.
О современных электрических речных судах знает уже каждый москвич, а вот то, что в 1930-х планировался к запуску «речной троллейбус», вы узнаете из нашей книги. Отдельная глава посвящена еще одному малоизученному явлению: «Московскому детскому речному пароходству». Да, да, было и такое — школьники старших классов осваивали науку судоходства и проходили настоящую практику в больших речных путешествиях на принадлежащих детскому пароходству судах.
Совершить путешествие по истории Москвы буквально можно, рассматривая редкие архивные кадры, иллюстрации, карты, план-схемы, чертежи внутреннего обустройства речных вокзалов и плавсредств. Надо ли говорить, что большинство иллюстративного материала, представленного в «Москве-реке пассажирской», демонстрируется широкой публике впервые. Сотрудники Музея Транспорта Москвы проделали обширную работу, добывая ценные артефакты в самых разных архивах.
Книга «Москва-река пассажирская» — это серьезная научная литература, но при этом вполне понятная для обычного читателя. А главное, она о любимой всеми московской достопримечательности, главном истоке нашей столицы — Москве-реке.
Нам по пути ❤️