Найти тему
Учитель гармонии

Сочиняющий ребёнок на пороге музыкального училища. В чём подвох?

 Лето 1991
Лето 1991

Эх, Наташенька, чудесно.

Что там? Новый вальсок? Этюдик? Романс? Полечка "Прощай, детство"? Ноктюрн "Мартовское утро"? Колыбельная с пятью бемолями? Рэгтайм? Очаровательно. Смело. Ну просто до слёз, браво!

Здесь не только личный опыт, но и тридцать лет наблюдений в контексте.

Школьников-креативщиков нельзя ругать, они ещё маленькие. Можно направлять, легонько, ненавязчиво - вероятность "спугнуть" велика, и потому лучше бы вовсе не трогать. Так рассуждает большинство педагогов-теоретиков в ДМШ. Как правило, пишущие дети - именно их зона ответственности.

В итоге, подрастают одарённые дилетанты с большим самомнением. Чем ближе абитура СПО, тем активнее эти красавцы и красавицы мечтают о композиторстве как стиле жизни. Конкурс "на теорию" снова высок. Ой, неспроста.

Папа, большой учёный, изрядно ездил по миру. С собой всегда прихватывал мои тетрадки и аудиокассеты, с домашними записями - те самые польки-мазурки, программные пьески, по факту - импровизации. И уж кому только отец всё это не показывал. Сколько отзывов довелось изучить! Запомнился - от бостонского профессора: "Ваша дочь хорошо слышит, исключительно тонко. Другой уже вопрос, что талант её - скорее подражательный, нежели созидающий. Её тексты, в смысле материала, глубоко вторичны, что не мешает им производить на слух академиста приятное впечатление".

Училище настроено вылепить профессионалов. Педагоги говорят с 16-летними авторами о тематизме и мелодической свежести, о жанровых качествах, о форме и фактуре, о здоровом лаконизме. Ожидаемо, выдерживают не все. Обиды на "шефов" часты! Первый-второй курс - время жестоких разочарований.

Я из тех, кто "прорвался" - и теперь прекрасно знает, "как именно не надо писать". То есть, фильтры на пошлость стоят, работают исправно, а позитивной программы таки нет. Считаю свой случай показательным. Ушла из сугубого творчества в педагогику, честно "оттрубив" 11 лет (училище - МГК - аспирантура) в классе одного и того же профессора. Я писала неплохие работы. Они исполнялись и звучали. Природное тщеславие заставило меня "тянуть лямку", тогда как "обиженные", "униженные" сверстники легко расставались с композиторскими планами ещё в училище - далее поступали в консерваторию на историко-теоретический. Думается, они действовали дальновидно.

Можно включиться и вжиться в процесс свободного сочинения "на экваторе" училища, можно и позже - причём с гармонической базой это выглядит изначально перспективнее, корректнее, чем поиски "ушастых" школьников без "огранки".

На выходе из СПО наблюдаем в 3-4 раза меньше "творцов", чем на старте. Это, на первый взгляд, печально, но вполне объяснимо.

Неоднократно встречала такое мнение: мол, училище подрезает крылья способным детям.

Лично у меня противоречивые чувства вокруг этой проблемы. Детская непосредственность высказывания - уходит навсегда. Взамен приходят новые качества. Не знаю, где здесь правда.

Впрочем, есть ещё юные "философы-авангардисты", досмотренные консерваторской профессурой с дошкольного возраста. Они невозмутимо рисуют дальше, поступив в училище. Но это уже совсем другая история.