Для меня империя Каролингов лучшее, что могло случиться с Западной Европой. Вставшим во главе неё людям, точнее воссоздавшим почти с нуля, наконец-то удалось окончательно переломить хребет античным традициям. Чтобы случилось, не сделай они этого, прекрасно видно на примере "готской" Испании и лангобардской Италии. Бесконечный кровавый бег по кругу, не дающий никаких результатов. Что же было до того как "люди с Рейна" взяли власть и почему они это сделали?
Период 250-650 годов иногда называют малым ледниковым периодом. Для территории Галии, на которой и выросла Франкская держава, он означал не только экономический, но политический кризис. Результатом которого и стал переход власти к франкам. Климат не единственная причина происходящих в это время процессов. Экономика римской Галии была заточена на товарное хозяйство. Как в аграрном секторе, так и в промышленном. Многочисленные войска потребляли огромное количество продовольствия и всего того, что добывалось и производилось. Товарно-денежные отношения пронизали всё общество. Со второй половины третьего века имперская стратегия начинает кардинально меняться. С Рейна уходят крупные войсковые контингенты . Армия становится мобильной, а центр управления и финансовые потоки постепенно перемещаются на Восток. Отчего пострадал и важный для Галии итальянский рынок. Аграрный сектор, где преобладали товарные латифундии с монокультурами, первым понес крупный ущерб. За ним последовали города и началась деурбанизация. Прежде всего на землях севернее Луары. Основной потребитель ушел, а количество налогов нисколько не уменьшилось. Содержание городов также лежало на плечах местной экономики. Спасаясь от разорительных налогов аристократия начала покидать города, снижая и так постоянно падающий уровень потребления. Чтобы окончательно не разориться, владельцы латифундий не редко превращают их в монастыри, после победы христианства имеющие налоговый иммунитет. А в политическом плане местные элиты всё сильнее поддерживают сепаратизм и слабую власть. Беднеющие города еще меньше потребляют аграрной продукции. Круг замыкается. Вслед за урбанизацией начинается депопуляция.
Процесс депопуляции затронул не только Галлию, но и всю Центральную и Северную Европу. Как итог смены климата. Это привело к изменению аграрных практик. Распространившиеся по обе стороны Рейна небольшие самодостаточные фермерские поселки постепенно начинают захватывать всё большие площади. К северу от Луары латифундии и крупные усадьбы становятся редкостью. Пшеница-спельта на этих территориях вытесняется более устойчивыми сортами(и менее продуктивными) и рожью. К востоку от Рейна рожь, дающая в таком климате лучшие урожаи, уже преобладает. Монокультуры уходят в прошлое. На этом фоне и возникает государство Меровингов.
В начале, благодаря низкому старту, ему способствует успех. Античные институты помноженные на варварские военные практики, дали неплохой результат. Постоянно расширяясь и захватывая новые богатства, Меровинги поддерживают среди аристократии высокий уровень потребления. Прежде всего высокостатусных товаров. Это дает возможность сохранить торговлю, как местную, так и дальнюю, с Восточной империей, и остатки производства в бывших римских городах. Но кризис не за горами. Лангобарды завоевывают Северную Италию, а на их место в дунайском регионе приходят авары. Попытка захватить часть Северной Италии и сохранить торговый коридор с Восточной империей проваливается. С аварами по настоящему даже биться не стали и те полностью перекрыли дунайский участок трансевропейской торговли. Важнейший во времена римской империи. Прованс становится единственной артерией, точнее узким горлышком, через которое идет торговля с Востоком.
Неспособность власти длиноволосых королей обеспечить аристократию привычным для неё уровнем потребления постепенно приводит к политическому кризису и децентрализации страны. Магнаты, в том числе и церковные, по существу захватившие власть, становятся главными потребителями. А поскольку из-за монетного кризиса и перекрытых торговых путей, купить заграничные статусные вещи становиться всё сложнее, они больше ориентируются на местное производство. Это и дает большое количество производственных центров. Правда при ближайшем рассмотрении, сосредоточенные в бывших имперских городах производства оказываются небольшими мастерскими с локальным ареалом распространения продукции.
Снижение внутреннего спроса приводит к поискам внешних рынков сбыта. Юг и Восток закрыты. Остается Запад и Север. Вначале осваивают Британию, способствуя её христианизации. Далее начинается освоение региона Северного моря. Так постепенно торговля и производство перемещаются на Север. А старые римские центры лишенные потребителя умирают. В североморском регионе возникает феномен эмпориев - торгово-ремесленных поселений, зачастую открытых, то есть без укреплений, нередко расположенных в серой зоне и не подконтрольных властям. Первый бум эмпориев приходится на 670-725 годы. Способствует этому и изменение политического ландшафта.
Политический кризис Меровингов, когда каждая партия старалась посадить малолетнего, подконтрольного только ей короля, привел в итоге и к кризису экономическому. С 725 по 750 года наблюдается явный упадок эмпориев. Еще один удар по экономике нанесла оккупация мусульманами Испании, частично перекрывшая торговые потоки в Восточном Средиземноморье. Именно в этот период Каролинги добили старый порядок и нанесли серьезный удар по новому врагу. Заодно взяв под контроль ставшую уже почти независимой Аквитанию. Новая власть постаралась решить все накопившиеся проблемы. К тому же неплохо зарабатывая на них.
Графы границы, постоянно ведущие войну и отражающие атаки варваров с той стороны Рейна, стали силой, что смогла переформатировать разлагающиеся королевство Меровингов. Объединившись и породнившись с религиозными деятелями юга страны они создали уникальную систему. Так родился социально-экономический дуализм будущих Каролингов. С одной стороны военное братство, спаянное родственными отношениями, с другой - высокоразвитое и доходное монастырское хозяйство, позволяющее обеспечить бойцов необходимым продовольствием. К тому же без всяких сепаратистских настроений, как это могло быть, и было, в отношении подчиненных командиров. И это тоже благодаря родству. Одна часть Каролингов командовала войсками, ведя в светлое феодальное будущее, вторая подгребала под себя всё большие земельные ресурсы, достающиеся после побед первых.
По существу именно Каролинги создали Европу которую мы знаем. Единую культурно, идеологически и экономически, но способную объединиться только против внешнего врага. За пару десятилетий им удалось то, что Римская империя не могла сделать несколько столетий. Германцы окончательно стали частью Западного мира, а имперские знамена взвились на берегах Эльбы. Сама же империя вновь достигла Балкан и взяла под контроль Северную Италию. Цена этой победы была слишком велика. Разросшееся церковное землевладение пошло по пути римских товарных вилл. Монокультуры, усиление эксплуатации зависимых крестьян и максимальное самообеспечение. Автаркия монастырей добила городское производство. Главный покупатель, нарождающееся государство, ориентировался именно на них. Частенько передавая церковным лицам функции управления. Как это было с Бардовиком, крупным торгово-ремесленным центром. Но всё же политическая стабилизация дала свои результаты. С 775 по 825 мы видим новый подъем эмпориев. Теперь торговая сеть охватила не только Северное море, но раскинула свои щупальца по всей Балтике, всё больше теряя этно-государственную окраску. Родилось явление, получившее название Циркумбалтийская культурная общность.
Но почему же империя вдруг стала "голодной"? Переход из "малого ледникового" в климатический оптимум не был одномоментным. Примерно столетие ,750-850 года, мы видим период характеризующийся резкими климатическими скачками. На фоне предшествующего и последующего циклов, он выделяется повышенной влажностью. Климатические изменения цикличны, жаркий или холодный годы редки и воспринимаются как аномалия. В этот же период аномалии идут волнами по 2-3 года подряд(794-798,806-809, и особенно 820-823 гг.). Для слабых аграрных экономик несколько лет подобных явлений ведут к глубокому кризису. Как социальному, так и политическому. И действительно, мы наблюдаем политические изменения не только в Каролингской империи, но и у её соседей. Предыдущий период (750-850) время расцвета халифата Аббасидов, и в то же время глубокого кризиса в Византии. По его окончании начинается упадок халифата и расцвет Восточной империи при Македонской династии. Хазарский каганат, опирающийся на города юга, переходит в аморфное состояние, а степи вновь занимают кочевники без видимой политической структуры(венгры, затем печенеги). Начинают меняться и аграрные практики. В Ирландии на рубеже 8-9 веков круглогодичный выпас из-за высокой влажности и снежных зим, сменяется стойловым в зимнее время. В английской части Британии в это же время начинают использовать франкские практики(трехполье и заимствованные формы плугов).
Каролинги не воспринимали аграрный кризис как должное и боролись с ним возможными для них методами. Впервые появляются капитулярии вводящие потолок цен на зерно(794 и 806). Старые законы собираются, перерабатываются и учитывая изменившиеся обстоятельства, переиздаются(802, 819). Вводится зерновая десятина и возможность её использования для раздачи нуждающимся(от 1/3 до 2/3). Кроме того государство проводит общественные работы по восстановлению разрушенных мостов и церквей. Но кризис только усиливается. Аграрная экономика не выдерживает удара стихии. Вслед за экономикой начинается рушиться политическая система. В 833 вспыхивает бунт сыновей Людовика Благочестивого. Первый звоночек регионализации и усиления местных элит. А в 843 году империя распадается на три части. Легкие деньги бесконечных завоеваний закончились. Климатические изменения нанесли сильный удар по аграрному сектору, а слабая ресурсная база, хищнически разграбленная ещё Римской империей, не дали возможности создать стабильное общество. Выжить и возродиться смогла только восточная часть империи(Германия). С не разграбленными и доступными природными ресурсами, относительно слабыми соседями и возможностью культурной, политической, а главное экономической экспансии.
Говоря о "каролингском голоде" нужно отметить еще несколько моментов. Наши источники по предыдущему, Меровингскому периоду крайне ограничены. Всего лишь порядка полутора десятков. Главнейших, передающих картину целиком, только три - Григорий Турский и Псевдо-Фредегар с его продолжатели. Причем они по существу не перекрывают друг друга. И это для периода в почти в 300 лет(450-750). В то же время для столетия с 750 по 850 мы располагаем белее чем пятьюдесятью письменными источниками. В том числе таким уникальным как "Астроном", акцентировавшим внимание на астрономических и погодных явлениях. Именно в Каролингский период распространяются идеи скорого конца света. В любом мало-мальски заметном негативе стараются отыскать предвестников Апокалипсиса, иногда преднамеренно раздувая. Это хорошо видно по известной статье 839 года из Бертинских анналов, с явными знамениями конца времен.
Правда задним числом. Конечно климатические изменения насели сильный удар сельскому хозяйству империи, но здесь нужно учитывать и облегчение передвижения по объединенной Западной Европе, больше потоки людей - больше возможности распространения инфекций и заболеваний. Дуализм каролингского поместья, с хозяйской и фермерско-крестьянской землей, вновь привел к росту монокультур и соответственно к более легкому распространению сельхоз вредителей и заболеваний агрокультур. и как следствие к большей зависимости от погодных условий. А что же эксплуатация? Никаких сомнений в её росте нет. Но не приходится говорить о каком-то массовом разорении или обнищании. Натуральное хозяйство, сохраняющаяся община и церковная организация всё еще сглаживают социальное неравенство сельских производителей. А упорядочение законодательства дает возможность пресекать злоупотребления. конечно это контрастирует с предыдущим периодом, особенно последних десятилетий власти Меровингов, когда анархия позволяла уклоняться от налогов, а то и просто не платить. Но это одновременно приводило к незаконным экспроприациям, а то и прямому грабежу. Всему тому что мы наблюдаем в некоторых частях Каролингской империи после распада в 843 году. Именно попыткой защитить простого человека от произвола был вызван капитулярий 847 года предписывающий всем свободным встать под защиту сеньоров(коммендация).
Аграрные сообщества нестабильны и слишком зависимы от климатических изменений. Слабые товарно-денежные отношения и зависимое исключительно от урожая общество, неспособно устоять при резких или продолжительных погодных аномалиях. И Каролингская империя, во многом эфемерная, не исключение. Она росла, пока была возможность грабить соседей. Когда же эта возможность исчезла, ресурсов на содержание начавшегося складываться административно-чиновничьего аппарата уже не хватило. К её падению привел целый комплекс причин, в которых климат стал лишь спусковым крючком. И ещё один момент. При всём моем уважении к Иоахиму Хеннингу, на которого ссылается автор статьи, его подходы к оценке датировок сельхоз орудий иногда очень спорны. Особенно учитывая, что частенько они обнаруживаются без контекста. Кроме того Хеннинг известный последователь "тезиса Пиррена" в его современной трактовке. Но об этом в другой раз.
Автор - Владимир Вольф