Найти тему

Белгородские родственники А.С.Пушкина

Из книги В.И. Щербаченко «Белгородская Пушкиниана»

БЕЛГОРОДСКИЕ РОДИЧИ АННЫ КЕРН

«Толпа моей родни…» Ю.А. Ганнибал

Курские дворяне из Белгородчины – привычные, неоднократно изученные фамилии. Многое о них известно: жили, служили, женились на землячках, принимали участие в военных учениях, были чиновниками. Обычный краеведческий расклад, на первый взгляд. Если же подойти к биографиям, родословным этих дворян по-другому, по-новому, то можно увидеть, какое отношение наши земляки имели к Александру Сергеевичу Пушкину, что они значили в его жизни. На этом трудном пути нас подстерегают самые неожиданные повороты, загадки и открытия.

Старинный уездный город Белгород, один из тысяч маленьких провинциальных городов, затерявшихся на просторе Великой России. Веками в нём жило несколько тысяч жителей со своими повседневными заботами, большими бедами и маленькими радостями. Далеко губернский город Курск, кажется, что им до Пушкина?

В школах и сегодня заучивают наизусть гениальное стихотворение «Я помню чудное мгновенье», знают и о предмете любви поэта - Анне Керн. Между прочим, Белгород имеет отношение к этому яркому эпизоду в жизни А.С.Пушкина. Краеведческий поиск дал результаты. Сделаем небольшой экскурс в биография Анны Керн.

Когда-то гетман Малороссии Кирилл Григорьевич Разумовский, по дороге в Санкт-Петербург, в одной из сельских церквей услышал необыкновенный голос мальчика из церковного хора. Им оказался Марк - сын мелкого малороссийского помещика Фёдора Полторацкого. Гетман забрал Марка с собой и определил в придворную певческую капеллу.

Когда его голос утратил былую славу, Марк Полторацкий остался служить при капелле, потом стал её директором. Второй женой его была Агафоклея Александровна, урождённая Шишкова, так бывший бедный дворянин стал владельцем более 13 тысяч крепостных душ. У Полторацкого было 20 детей, выжили не все. Его сын Пётр Маркович Полторацкий (ок. 1775 –после 1851) - отставной подпоручик, владел имением в г. Лубны Полтавской губернии.

Пётр Полторацкий взял в жёны Екатерину Ивановну Вульф, из семьи друзей Пушкина, у них родились две дочери – Анна и Елизавета. Когда Анне исполнилось 17 лет, отец решил выдать её замуж за пожилого генерала Ермолая Фёдоровича Керн (1765-1841), который был на 35 лет её старше. В начале 1819 года генерал Е.Ф.Керн с женой Анной приезжает в Петербург, где на приёме у Олениных А.С.Пушкин знакомится с Анной Керн.

Второй сын Марка Полторацкого, Фёдор (1764-?), служил в полку, возможно, даже на Белгородчине. Женат он был дважды, второй раз на француженке Елизавете Францевне Бенион, имел детей от этого брака - Юрия и Надежду. Выйдя в отставку, полковник Ф.М. Полторацкий осел в нашем крае.

Затем Полторацкие породнились с дворянами, проживающими в Белгороде, его сын Юрий Фёдорович сочетается браком с Марией Ивановной Аммосовой, дочерью Ивана Петровича и Варвары Ивановной (урождённой Свечиной) Аммосовых. Дочь Надежда Полторацкая вышла замуж за генерала Карла Лукьяновича Монтрезора (? - 1879) – помещика Корочанского уезда.

Таким образом, двоюродные брат и сестра Анны Керн стали белгородцами Курской губернии. А были ли они или дети их как-то знакомы с семейством Пушкина? Упоминания о белгородских родственниках Пушкиных мы в литературе не встречали.

Удалось только найти в письме С.Л. Пушкина к А.П. Керн от 5 июня 1846 года следующее: «Сегодня, как мне известно, она собирается провести день на даче господина Сухарева у м-ль Анненковой, внучки Фёдора Марковича, очаровательной женщины, с которой она связана дружбой». В письме шла речь о больной дочери Анны Петровны, Екатерине Ермолаевне. В этом же письме Сергей Львович отказывается от чего-то, о чём просила Анна Петровна (её письма не сохранились) написать своему дядюшке, Фёдору Марковичу Полторацкому.

По всей видимости, Анна Керн поддерживала родственные связи с Полторацкими. Возможно, отдельные члены этой семьи, помимо внучки Веры Ивановны Анненковой, встречались с великим поэтом и его родителями. В.И. Анненкова в своих записках рассказала о своих встречах с Пушкиным. «Я очень любила Пушкина, и смерть его заставила меня пролить много слёз», - напишет она после смерти поэта..

Золовка Юрия Фёдоровича Полторацкого выходит замуж за известного нашего земляка, сподвижника А.В. Суворова, полковника М. Дренякина. Она прожила долгую жизнь и умерла в 1894 году в Белгороде, в возрасте 92 лет. Похоронена на городском кладбище возле Николаевской церкви, здесь же покоится и её сестра Клеопатра, в замужестве Лагофет.

Таким образом, поиски родственных связей выявили, что Полторацкие приходятся дальними родственниками Пушкиным. «Родня моей родни», - как говорил их двоюродный брат А.Н. Вульф. Его родителями были Николай Иванович Вульф и Прасковья Александровна, урождённая Вындомская, во втором браке за Осиповым. Её сестра, Елизавета Александровна была замужем за двоюродным братом матери А.С.Пушкина, Яковом Исааковичем Ганнибалом. Значит Я.И. Ганнибал был двоюродным дядей как Пушкину, так и Анне Керн, а через них и белгородским родственникам.

Помимо этого, Полторацкие находились в родстве с Муравьёвыми, чьё имение Староивановка находилось на Волоконовке. У Артамона Захаровича Муравьёва было четыре сына, один из них – Фёдор, его дочь Анна вышла замуж за Ивана Петровича Вульфа, а внучка стала женой Петра Марковича Полторацкого - у них родилась дочь, бесподобная Анна, в замужестве Керн.

Эта линия Фёдора Муравьёва, через внука среднего сына Николая, породнилась с близкими родственниками Пушкина - Ганнибалами. Сёстры Вындомские вышли замуж: Прасковья - за Николая Ивановича Вульф, Елизавета – за Якова Исааковича Ганнибала, двоюродного брата матери поэта. Таким образом, Пушкин и Анна Керн – кузен и кузина. Родственником им приходился, как троюродный брат, знаменитый идеолог анархизма Михаил Александрович Бакунин.

Удивительная сопричастность Полторацких с Белгородчины к семейству Пушкиных была обнаружена при рассмотрении родственных связей Марии Фёдоровны Аммосовой с роднёй её мужа. Оказалось, что его кузеном был тот небезызвестный в пушкиноведении А.Н.Аммосов.

Обратимся к «Орфографическому словарю» Брокгауза и Ефрона. Аммосовы (или Амосовы или Оммосовы) - древний русский дворянский род, ведущий начало от Василия Аммосова, жившего в начале XVII века и записанного в VI части род. кн. Курской губернии». Итак, Аммосовы – наши. В 1863 году А.Н. Аммосов издаёт книгу «Последние дни жизни и кончина Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К. Данзаса».

Несколько лет до этого внимание русской общественности было привлечено к шумным процессам во Франции по обвинению князя П.В.Долгорукова в шантаже М.С. Воронцова. А также по обвинению князя П.В.Долгорукова в том, что именно он состряпал «диплом ордена рогоносцев» для А.С.Пушкина. Появление книги Аммосова о Пушкине произвело тогда эффект разорвавшейся бомбы. Ещё были живы многие из людей, знавшие Пушкина, друзей и знакомых. В книге были приведены интересные документы, письма, подробно освещающие события последних дней поэта. Автор прямо указывает на одного из авторов анонимного пасквиля, отсылая к книге Домориква.

У всех на слуху была фамилия "Аммосов". Но кто он? О нём не знали ничего. Так Щеголев в книге «Дуэль и смерть Пушкина» пишет: «К сожалению, несмотря на старания, не удалось собрать сведения о книжке Аммосова, ни о процессе составления этой книжки, ни о самом составителе. В «указателе имён» книги Щеголева, составленной В.В.Зайцевым, указаны имя, отчество Аммосова – Александр Николаевич. Все другие книги до последнего времени ограничивались не только буквами «А.Н.», но даже «А».

По «Словарю» Брокгауза – дворяне Аммосовы – из Курской губернии. Если бы были целы все родословные! Из краткой родословной Аммосовых, опубликованной в книге известного генеалога Л. Савёлова, следует, что у деда Марии, Петра Дмитриевича Аммосова, был брат Николай. У него было трое сыновей: Аркадий, Иван и Николай. Имя Александра почему-то отсутствует. В словаре «Русские писатели» автор книги о Пушкине назван полным именем – Аммосов Александр Николаевич, и приведена его биография. Как бы то ни было, он родственник нашим белгородским Аммосовым, но как, ещё до конца не ясно.

Сёстры Аммосова Анастасия и Софья вышли замуж за братьев Савеловых, штабс-капитана Леонида Васильевича и Михаила Васильевича. Родоначальник рода Савеловых - кречетник (аналог придворному званию сокольничий? - Б.Е.) Пётр Иванович Савелов имел четырёх сыновей, Ивана Большого (будущего патриарха Иоакима), Павла - корочанского воеводы, окольничего Тимофея и московского дворянина Ивана Меньшого.

Род от Тимофея Савелова в конце XIX века и породнился с белгородскими Аммосовыми. Дочь Ивана меньшого, Мария, вышла замуж за троюродного брата прабабушки А. С. Пушкина - Леонтия Михайловича Глебова, который в 1710 году переписывал подъячих и прочих служилых людей в Старом Осколе. Муж Марии Леонтьевны – троюродный брат прабабушки А.С.Пушкина. Сын Михаила Васильевича и Анастасии Савеловых, - Леонид Михайлович(1868- после 1934) – известный общественный и земский деятель, генеалог, приходится некровным родственником Пушкину в 7-м колене.

О родственниках Анны Керн, покоящихся на Белгородском центральном кладбище у Николаевской церкви, написала в газете "Белгородская правда" от 7.12.2001 года журналист Н. Козлова.

Подготовил Борис Евдокимов

05.02.2021

Редакция Кота Учёного Руслана

20.07.2023