Этот нашумевший и практически ставший культовым сериал удостоился уже множества рецензий, и даже если взять только один этический аспект, рассказывать о нем можно бесконечно. За пять сезонов сериала, который недавно продлили на финальный шестой, в нем были подняты, кажется, абсолютно все известные человечеству этические проблемы и даже придуманы новые – например, такие, с какими сталкиваются люди, внезапно попавшие из современного постиндустриального демократического мира в жестокое и глубоко архаичное тоталитарное общество.
Этот ракурс открывает, в частности, принципиально новый взгляд на супружескую измену, верность и любовные отношения в целом. И то, что в нормальном мире мы бы все горячо осудили, тут выглядит весьма неоднозначно – виновата ли женщина, которую силой принудили сожительствовать с кем-то, в том, что она ищет и находит отдушину в виде любви? А можно ли простить мужа за отношения на стороне, если его беспрецедентная храбрость, проявленная именно в этих отношениях, и заставила тебя его полюбить? Верить ли мучителю, который вдруг преисполняется сочувствия и жалости к своей жертве, и стоит ли ждать от жертвы в этом случае какой-то благодарности?
И так – на протяжении всего сериала, практически ежеминутно, тут можно то и дело практиковаться в собственном понимании этики и в постижении тех бездн человеческой души, которые открываются перед откровенным, жестоким, порой совершенно безумным насилием. Потому что большинство этих сложных этических ситуаций без этого насилия и вовсе бы не возникли – в нормальном мире людям в них просто невозможно оказаться.
И, собственно, если свести описание сериала к одной фразе, то можно сказать, что весь он снят именно о насилии – о том, на какую изощренную жестокость способны люди и как они эту жестокость оправдывают и объясняют. Описанный в сериале Галаад – страна, в которую превратится США в недалеком будущем – это в буквальном смысле ад на земле, созданный исключительно на одних только благих намерениях.
А конкретно – на намерении заставить немногих оставшихся фертильных женщин рожать, даже если они этого сами не хотят. В современном мире это сделать, как мы понимаем, не так-то просто, поэтому подобный замысел требует кардинального переустройства государства и опускания его в невероятно дремучую архаику. Чтобы лишить женщину права распоряжаться своим телом и личной жизнью по собственному усмотрению, необходимо, как выяснилось, сначала лишить ее всех других прав – права учиться, права работать, права выбирать себе супруга, иметь банковские счета и так далее. Даже читать женщинам в этом мире нельзя – и буквы на магазинных вывесках здесь заботливо заменены рисунками.
Забота и вообще удобства, которыми в Галааде прикрыта вся эта безумная и невероятно жестокая тоталитарная машина, в сериале занимают особое место и совсем не случайно – это лишь подчеркивает совершенно чудовищное лицемерие власть имущих этого мира. Аккуратные костюмчики, плащи и чемоданчики для женщины, красный цвет одежды которой всем дает понять, что она каждый месяц подвергается насилию со стороны своих хозяев, выглядят полнейшей издевкой – впрочем, как и хлопотливые заботы о здоровье тех, кого в случае малейшего неповиновения хладнокровно изувечат или вообще убьют.
В этом смысле весь галаадский мир – словно воплощенная галлюцинация маньяка с нарциссической травмой, и по мере просмотра понимаешь, что это так и есть. Апологеты этого мира – форменные представители «темной триады» психологических расстройств, особенно ужасающие тем, что одним из главных идеологов Галаада является женщина. Причем женщина, которой самой в этом мире приходится совсем не сладко – но она изо всех сил продолжает упорствовать в своих убеждениях, ценой которых становится пожизненное рабство тысяч женщин, разлученных со своими детьми, и смерть сотен людей, отважившихся встать на их защиту.
Как многие, наверное, знают, сериал «Рассказ служанки» был снят по довольно небольшой одноименной повести Маргарет Этвуд, которая писала ее как социальную сатиру на распространившиеся в 80-ые в США реакционные тренды. Сериал же получился намного страшнее, чем книга – прежде всего, потому, что дает слишком много поводов представить себе нам наше недалекое будущее. Особенно вздрагиваешь, когда правители Галаада, например, упоминают о проблемах с продовольствием в стране из-за наложенных на нее санкций, когда видишь мучения беженцев, которых практически не принимает и выталкивает обратно благополучная, демократичная и свободная Канада, когда в международных переговорах обнаруживается, что единственными союзниками Галаада являются Китай, Россия и Северная Корея.
Сколько вообще времени проходит между началом погружения общества в архаику, разрушением всех межличностных границ, лишением гражданских прав – и превращением одних людей в полную собственность других? Как мы можем увидеть в сериале, не так уж и много – и всегда вполне достаточно даже небольшой горстки людей, которые готовы поддерживать эту систему зла и активно ей служить.
И, как нам доходчиво показывают, образ жизни, выстроенный на насилии и угнетении, может очень нравиться людям и очень широко распространяться. Всем, кто пытается понять, каким образом пропаганда превращает нормальных людей в кровожадных людоедов, «Рассказ служанки» довольно подробно этот процесс объясняет. Зло очень заразно, насилие очень заразно – в любом обществе всегда найдется достаточно людей без воображения и ума, которые этот общественный уклад будут всячески приветствовать. Таким людям всегда кажется, что это – легкий и простой путь к карьерному успеху, власти и богатству. Им кажется, что угнетать и насиловать будут не их, а кого-то другого. А когда тоталитарный монстр оборачивается против них самих, они, как правило, страшно удивляются.
И оказываются страшно обескураженными, когда вдруг выясняется, что этот мир, выстроенный на насилии, является совершенно нежизнеспособным. Что дети, количеством которых Галаад гордится, жить в таком обществе совсем не хотят и очень в нем страдают. Что вообще жизнь в нем настолько непривлекательна, что обитатели Галаада бегут из него пачками. И что «западные псевдоценности» оказываются для них намного привлекательнее домашних, и даже властители этого мира постоянно к «западным псевдоценностям» апеллируют, ища в них защиту и поддержку.
Безумие и тотальное насилие – такой себе способ управления, и рано или поздно в таком мире все начнет неудержимо разваливаться. И, словно в насмешку над идеологами этого мира, оказывается, что исправить и починить в нем что-то можно только с помощью тех самых «псевдоценностей» и принципов, на которых строится нормальное свободное общество. Что без этих принципов невозможно никого досыта накормить, одеть, обеспечить благополучную жизнь и сделать счастливыми.