Дело было в воскресенье. Поздним вечером мне позвонил старый друг, с которым мы практически не общаемся. Он посмотрел «Кто хочет стать миллионером», и его возмутило, что играет девушка-телевизионщик с дипломом МГУ и ничего не знает… Буквально «десятый» у неё месяц – октябрь (и друг у неё такой же: не может подсказать, что октябрь буквально «восьмой», ноябрь «девятый», а декабрь «десятый» месяц)… И она не знает, чего много на улицах Саратова… Как так?!
-Знаешь же песню?
И я ему ответил: «Конечно, знаю. Слова Николая Доризо. Из фильма «Дело было в Пенькове». И сам себя по головочке погладил: Какой умничка!!!
А на следующий день после смены, когда я ещё полуживой, мы с Риммой пересмотрели этот фильм…
Давай, говорю, это сделаем. От этого фильма для меня сейчас такой позитив исходит.
Римма обычно не любит известные фильмы пересматривать… Любит открывать что-то новое… Но в этот раз согласилась.
Вот он - человек, определивший наш вечер.
У нас дома была книга его стихов, но она была в тонком переплёте, и вся потрепанная. Я был с ней безжалостен.
Всё, что я знаю, о Николае Доризо, что он был на женат на певице Гелене Великановой.
Теперь о фильме.
Это один из самых известных фильмов Станислава Ростоцкого.
В нём необычную для меня роль играет Вячеслав Тихонов. Он здесь молодой и буйный. В моём представлении он совсем другой. Старенький и очень спокойный…
Режиссёр «Гардемарин» Светлана Дружинина здесь гром-баба… Чем-то напоминает Нонну Мордюкову.
А потомственная артистка Майя Менглет, сыгравшая роль зоотехника Тони, прожила долгую интересную жизнь. Продолжала сниматься, а закончила жизнь в январе 2023г, в далекой Австралии, в Мельбурне… Она уехала туда вслед за своими сыновьями…
Так часто бывает… Прославляет человек свою страну, и патриотизм у него не абстрактный, а самый конкретный… Ему вроде как всё нравится…
А потом раз, а его с нами нет… Он уже давно перебрался в другую страну… Так получилось и с Майей Менглет…
Но фильм нас немного удивил. И Римма не помнила каких-то сцен, и я воспринимал его как тихую улочку с холостыми парнями. Но фильм снят в 1957 году. Октябрю 40 лет. И фильм наполнен чем-то грандиозным, это не деревенская история… Это Бродвей, это магистраль советского искусства…
Здесь вовсю кипит советское строительство… Здесь построен клуб… Здесь намечается стройка стадиона…
Здесь люди учатся жить по-новому…
Здесь любовь – это такая мелочь… Она не мешает Тоне быть в авангарде коллективных преобразований.
Здесь шалопай «ДАЛЬШЕ ГЛЯДЕТЬ СТАЛ».
Здесь вспоминают заветы Ленина… и видят машины будущего… табуляторы, которые сами считают трудодни… тракторы, которым не нужен тракторист… наши сегодняшние беспилотники…..
И что меня больше всего удивило - здесь есть Архипелаг ГУЛАГ… Матвей (Тихонов) отсидел и возвращается домой…
В стране началась хрущевская оттепель… Герой не политический, но всё равно… Реабилитации и возвращения – это знак того времени…
Его в начале хотели посадить за то, что испортил трактор… Спасла вроде от тюрьмы женитьба на дочери председателя…
Хотел доказать передовику трактористу Зефирову, что он плохо следит за трактором и полной мощности из-за этого его машина не имеет… Спор. На кону премия и пиджак. А для непосвященной Тони – шкворень выпрямляют…
А потом запер в подполе торговку алкоголем Алевтину… Противная бабка… Молодёжь собиралась у неё… И тут же отоваривалась…
А тут раз и какая-то заезжая Тоня-зоотехник организовала строительство клуба… И на клуб пустили дрова с Алевтининой риги…
Матвей (Тихонов) увлекся Тоней, и Алевтина через жену Матвея Ларису решила отравить Тоню…
В последний момент Лариса одумалась и выбила ядовитую чашку чая из рук Тони...
Когда об этом узнал Матвей, он бегом к Алевтине. Та подумала, что за водкой, полезла в подпол, а он её там и запер…
Но фильм начинается с финальных сцен.
Матвей отсидел и возвращается. Фильм начинается с этого.
Матвей не изменился. Какой раз его отчитывает проводник за то, что он открывает двери на ходу поезда. Угрожает оштрафовать «на четвертной»…
Матвею не терпится домой…
Потом фильм возвращает нас в прошлое.
У Матвея свидание с Ларисой, дочерью председателя. Отец против её отношений с Матвеем.
Лариса просит его помириться с отцом, хорошо работать в колхозе. Приглашает его завтра молотить лён.
Когда Матвей возвращается со свиданья, на телеге везут в деревню зоотехника Тоню…
Знакомство.
Матвей взялся показать дорогу, но обманул. Приехал на телеге домой, а «Вам надо вернуться. Поворачивай обратно, отсчитывай отсюда 7-ю избу»…
Тоня из Ленинграда. Приехала к дедушке, у которого ни разу не была. Приехала насовсем, работать.
Дедушка хотел бы квартирные за неё получать!!! Он ничего не знал, что к нему едет внучка…
Мол, председатель лектора у себя в доме разместил и квартирные получает… (ему от колхоза за это трудодни идут).
В обеих сценах мы видим, что Матвей не жадный. Угощает сигареткой и проводника поезда, и возницу телеги….
Интересный момент: электричество в деревне до полночи. «А после 12 электричество добрым людям ни к чему».
Безымянная кошка на столе. Фу! Её и не прогоняет…
Будить утром некому. Петух не кричит, так как у него пробито ожерелье. Виноват Матвей. Он напоил петухов водкой (накормил зерном, положенным в водку), они и подрались…
Тоня знакомится с председателем.
И его дочкой Ларисой.
-Красивое имя Лариса.
-А что ж мы, по Вашему, только в Фёклы годимся.
Председатель повёл Тоню знакомить с хозяйством.
Они видят, что лён разложен на дороге. Узнают, что это инициатива Матвея. Чтобы не колотить по нему, разложили на дороге. Грузовики его разобьют…
Но грузовиков-то нет. И даже легковушки съезжают с дороги на обочину, видя разложенный лён.
С подачи председателя Тоня выносит приговор: «Виноват Матвей».
Лариса поддерживает Матвея. Ишь, «новое начальство объявилось».
Тут Тоня видит какую-то издёвку над председателем. Со стороны Матвея. Вывесил портрет председателя на своей избе.
Тоня поняла, что сказала не то. Пошла мириться с Матвеем. А он с Ларисой собирает лён с дороги. Лошадь не стоит на месте…
Матвей гонит Тоню: «А ну иди отсюда».
Тоня хочет придержать неспокойную лошадь. Но Матвей бьют лошадь, и Тоня падает…
Злорадствует Лариса. Не состоялась конкурентка. Городская дамочка в костюмчике и берете.
Вот с этого начинается любовь.
Матвей уходят из колхоза в МТС. Тоня идёт к нему домой. Он винит её в своём уходе. Кривляется. Цитирует пьесу, которую когда-то репетировали…
-А я просить Вас хотела.
-Обождите. Больно убились?
И продолжает: Зачем Вы сюда приехали, здесь же скучно?
-Всё зависит от нас с Вами. Надо сделать так, чтобы всюду интересно было жить… Придёт время, и всё будут делать машины. Нужно будет много знать, чтобы на них работать…
Тоня обращается к его маме: «Даже Ваши трудодни будут подсчитывать машины. Они уже есть. Называются табуляторы»…
И Лариса прибежала. Её побудила Алевтина. Мол, эта приезжая к твоему пошла…
На стене непонятно: индийская женщина и надпись «Утро Индии». Ничего себе! В деревне на стене постер к фильму 1956-го?!
Лариса с матерью Матвея смеются над табуляторами…
Тоня на это не серчает. Ей странно просто.
Матвей тут отчитал Ларису, что она растрепала по деревне, что Матвей из-за Тони уходит из колхоза…
Матвей увлёкся. Перестал слезать с трактора.
Тут мы с Риммой обнаружили интересную вещь.
Римма не помнит сцен, где Матвей тянет на тракторе нехорошую Алевтину с полными мешками. И берется подвезти Тоню…
-Вот вы у меня дома говорили про какие-то табуляторы. А правда говорят, есть такая машина, которая иностранные книги читать может и в шахматы играет и никогда не проигрывает? Я сомневаюсь. Как же это она?
-Ещё не то придумают. Вот лет через 10 не нужно будет ни горючего, ни трактористов.
-Садитесь в кабину. Подвезу…
-Представь себе. Вон там идёт трактор, а в нём никого нет. Только он будет совсем не похож на твой…
А человек будет где-то за пультом.
И сейчас, когда я писал об этом фильме, я не мог найти этих сцен…
В интернете этот фильм есть в укороченном варианте. Без этой сцены… И очень многое теряет…
В коротком варианте Тоня не объясняет дремучим колхозником, что такое азотное удобрение…
Не показывает Матвею трактора будущего.
Этого не видит сплетница Алевтина…
И в этих сценах Матвей ревнует Тоню к специалисту, который в степи вручил ей брошюру с учебными курсами…. И отец Ларисы не призывает Тоню держаться подальше от Матвея…
Но в общем Матвей любил Тоню… помогал ей тайком и хитростью строить клуб… Скобы делал и приносил…
Несознательных колхозников побуждал жертвовать на клуб личный кровельный материал…
А в конце получил срок, отсидел… и спешит домой к жене, не к Тоне…
Машина взялась его подвезти… Но дорога виляет… Он сходит и идёт напрямки, прыгая через ограды.
И вернулся Матвей к жене. У него уже сын «пострелёнок». Тоже Матвей. Дарит ему свистульку и учит свистеть.
Лариса вне себя от счастья.
Вот такое кино… Семью сохранили!