Вчера я сделал три важных шага, чтобы создать героя. И немного развлекся, конечно ☺.
ШАГ 1: ищем героя в рамках жанра
ШАГ 2: выделяем героя из массы
ШАГ 3: побольше оригинальности
Три шага - это мало! Продолжим...
ШАГ 4: чтобы герой действовал, у него должен быть характер
Чтобы мой Васко логично действовал в произведении, нужно обозначить черты характера героя и тоже не забывать о них. Трудно, но если вы будете иметь под рукой вот такую шпаргалку она поможет:
🔸 Тип личности: экстраверт, интроверт.
🔸 Темперамент: флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
🔸 Группа качеств и характеристики качеств
► Физиологические качества: возможности голоса, высокая работоспособность, энергичность, представительность и другие
► Психологические: властность, амбициозность, агрессивность, превосходство, целеустремленность, уравновешенность, независимость, смелость, творчество, созидательность, самоутверждение, упорство, мужество и другие.
► Интеллектуальные: ум, логика, память, интуиция, энциклопедические познания, широта кругозора, проницательность, оригинальность, быстрота мышления, образованность, рассудительность, концептуальность, чувство юмора и другие
► Деловые качества: организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, обязательность, инициативность, самостоятельность, ответственность, рискованность.
► Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, бдительность, убежденность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность и другие.
Дополнять таблицу можно самостоятельно.
ПРАВИЛО 4: вернее, несколько важных нюансов создания характера
► Хорошо помнить, что все качества имеют антонимы (честный – нечестный, ласковый – неласковый и т.д.). Это пригодится, чтобы придумать антагониста.
► Кроме того, человек не может иметь двух взаимоисключающих качеств, к примеру, быть неуравновешенным и дисциплинированным одновременно.
► А вот использование приема «минимум-максимум» при описании черт характера – всегда становится «фишкой» героя. Например: смелый воин, косящий врагов направо и налево, боится темноты или мышей. Трус трусит до определенного предела. А образованный может поступить по-идиотски в каких-то жизненных ситуациях.
► И еще: вовсе необязательно называть все черты характера. О них могут говорить действия и поступки героя, другие персонажи и другие характеристики.
Вот как описывает один из приемов Х. Эллисон: «антропоскопия» в литературе – показ характера через внешние черты; разновидность манеры очеловечивать зверей и вещи, вроде карандаша или мусорного ящика, делая их антропоморфными». И тут уже смело можно использовать эпитеты и сравнения: «Паучьи, цепкие пальцы Цахеса хватали все, что плохо лежит, жили своей воровской жизнью в стороне от его строгого, целомудренного взгляда широко распахнутых глаз, которые хорошо смотрелись бы на лице проповедника, а не вора…»
ШАГ 5: особенности речи героя
Вы не заметили, что Васко у меня немой?. А ведь он должен разговаривать. Но как? В некоторых книгах герои разговаривают одинаково, на хорошем литературном языке, без акцентов и диалектов. Иногда перестаешь понимать – чья реплика в диалоге? А уж если полилог – еще труднее отличить персонажей по речи.
ПРАВИЛО № 5:
автор, дай герою нормальную речь, нормальный язык и нормальный, подходящий ему словарный запас. Пусть у него будут и акцент, и только ему присущие словечки, выражения (арго, сленг, жаргоны и прочее не возбраняется), манера разговора, звуковое и цветовое видение мира, которое герой передает в речи и которое соответствует его положению в мире, возрасту и опыту.
ШАГ 6: одеваем героя
А вы молодцы, читатели! Теперь уже и сами подсказываете, что героя не мешало бы и одеть.
Вот только многим кажется, что это дело простое и легкое. Между тем, нужны определенные знания. Например, какие бывают ткани, фактуры, какие из них пригодны для зимы, а какие для лета. Надо придумать моду в фэнтезийном мире и предпочтения героя, подобрать цвета его одежды и ее «сменяемость».
► Ох! Уж лучше действовать, как Джоана Роулинг: нацепить на всех черную мантию разной степени поношенности и время от времени дарить свитерочки от мамы Рона Уизли. Кстати, это неплохой прием – и читатель быстро запоминает, и автор не заморачивается. А уж любое появление другой одежды тут же привлечет внимание.
► И все же плохо, если герой у вас все время ходит в одном и том же сиреневом плаще и даже спать в нем ложится. Плохо, когда в жаркой пустыне он вновь изнывает от пота под тем же самым плащом или, когда, попав волею судьбы (а вы – судьба, автор, помните об этом) в царство холода, не находит ничего лучшего, кроме своего ненавистного уже плаща. Тысячи героев расстилают этот плащ где-нибудь в лесу для ночевки и в нем же отправляются на свидание к девушке. Тысячи героев сражаются в этом плаще, протыкая друг друга острием мечей, кинжалов, пик и ножей, но что-то я не помню, чтобы его (плащ то есть) хоть раз штопали. О, плащ, я мог бы посвятить тебе оду, но не буду.
► Хорошо бы еще избежать ляпов типа: фланелевая рубашка или лайковые сапожки. Я вот надеваю фланелевую рубашку после душа – пижамка такая, но уж никак не на работу. А лайка – нежная и мягкая кожа, которая годится только на перчатки.
Кажется, я «собрал» своего Васко. Посмотрим, что получилось?
Ларрис зашел в трактир и не сразу увидел Васко. Тот сидел в самом углу, вытянув длинные ноги к камину. От пламени в его карих глазах вспыхивали масляные краплаковые искорки, кожа казалась не смуглой, а золотой, и в русые волосы тоже вплелись драгоценные золотистые нити. На лице Васко блуждала задумчивая улыбка, но он был спокоен, не размахивал, как обычно, руками – вся его тощая нескладная фигура выражала сейчас глубокие раздумья и трудность принятия решения. Васко то и дело дотрагивался до шрама на лбу. Ларрис не видел сейчас шрама, но очень хорошо знал этот жест друга.
«Что-то назревает», – подумал Ларрис, который знал Васко с детства. Обычно вокруг приятеля тут же собиралась толпа оболтусов, готовых жадно впитывать каждое его слово, среди них обязательно мелькала хотя бы одна девушка, чей горячий взгляд словно снимал с Васко куртку из оленьей кожи и, торопясь, развязывал на рубашке шнурки. Непременно рядом крутилась парочка трактирных собак, которым Васко то и дело кидал объедки, парочка хозяйских кошек, пытающихся влезть к Васко на колени и парочка хозяйских же детей, которые соперничали с кошками за право обладания уютным местом обитания. Сам хозяин, как правило, постоянно хлопал в ладоши, призывая слуг заполнить стол Васко новыми яствами.
Теперь же в трактире стояла тишина, словно никто не решался нарушить задумчивую улыбку юного мага.
«Придется мне», – вздохнул Ларрис и зашагал к столику. Одиночество Васко совсем – ну ни капельки – ему не нравилось.
– По какому случаю идиотизм на лице? – поинтересовался Ларрис, щелчком пальцев привлекая внимание приятеля.
– Иди… а, – улыбка Васко разъехалась ото рта к ушам и перестала быть задумчивой, – привет, Ларчик, ты упадешь сейчас, – он замахал руками и подтянул ноги, освобождая место, – ты даже не представляешь, кого я встретил по пути сюда! Ядреные яйца дракона – это были они!
– Кто? – Ларрис снова вздохнул, по привычке обрывая словоохотливость друга, – яйца?
– Ларчик, это были слуги Демона-аль-Тина!
Вот тут Ларрис действительно упал…
Дальше писать уже не хочется…
Устал я, «делая» героя. А ведь мне еще нужно помнить обо всем и время от времени упоминать характеристики в произведении. Трудно.
Не потому ли многие писатели попросту не «делают» героя, полагая, что воплощения великой авторской идеи вполне достаточно?
Всегда и везде героя нужно описывать и «закреплять» в памяти читателя: и его внешность, его характер, привычки и, конечно, поступки. Именно это делает героя любимым – не так ли?
Х. Эллисон: «Создание (не реальных, но) правдоподобных людей – безусловная норма. Оно же требует куда большего умения, чем остальные аспекты сочинительства. Оно подразумевает пристальное изучение людей, внимание к мелочам, знание психологической и социологической подоплеки иначе необъяснимых или примелькавшихся привычек, культурных тенденций, знакомство с одеждой, речью, внешними чертами, чудачествами и тем, как люди говорят вовсе не то, что хотят выразить».
Я потираю ладошки и собираюсь ставить точку. То есть – оставить отвертку в покое.
Но что это? Откуда вокруг меня столько еще неиспользованных шурупов и гаек? Неужели не все правила я сегодня назвал?
Не все. Много их – правил о создании героя.
Найдете их в подборке "Герои"
Статья на сайте
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература