Найти тему

Создаем героя: от теории к практике

Оглавление

Нынче буду развлекаться ☺. И вам не советую относиться ко всему слишком серьезно. Но всем известно, что в каждой шутке есть доля правды.
Как это – «придумывать» героя по чертежам? Взять, что ли, в руки отвертку и начать собирать из всяких болтиков, шурупов, пружинок и гаек нечто одушевленное?

Хм… а почему бы и нет? В литературоведении давно уже описаны правила, помогающие это сделать. Я много уже писал о теории создания героя. Дело за практикой. Попробуем?

ШАГ 1: ищем героя в рамках жанра

Итак. Моя будущая «нетленка» – фэнтези-экшн, в котором, естественно, добро побеждает зло. Главный герой – человек? Орк? Эльф? Дракон? Это важно. Будь он хоть даже «негром преклонных годов», герой живет и работает в определенном социуме.
ПРАВИЛО № 1

Автор должен дать герою первоначальную социальную характеристику и сам помнить о ней:
► раса, национальность;
► социальный статус (вождь, одиночка, бомж, воин, волшебник, и т.д.);
► профессия и инструментарий (маг, лучник, владелец трактира, аптекарь и т.д. Луки и арбалеты, кулинарная книга, яды и т.д.);
► место постоянного и временного жительства;
► наличие семьи и друзей;
► уровень дохода;
► уровень образованности и культуры (знания, умения, навыки)

Об этом я уже рассказывал здесь:

Возвращаемся к практике.

Мой герой – человек, проживающий в местечке под названием «Забытый угол» в стране Ураляндии. Он владелец поместья на самой границе страны. Немножко – воин, немножко – маг, прекрасно владеет луками и арбалетами, парочкой заклинаний, доставшихся от дедушки. Он богат, поэтому не зависит от чьих-то решений. Получил отличное домашнее воспитание, благодаря чему знает все и обо всем. У него нет семьи и детей (а иначе как я вклиню в произведение любовную интригу?), но есть закадычный друг.

ШАГ 2: выделяем героя из массы

Теперь нужно дать ему имя. Скажем, Василий. Нет, как-то вот для фэнтези не подходит. Василиэль? Неа – не эльф. Василиск? Это я вообще не туда… Базиль? А причем здесь иностранное звучание? Необазиль? Кхм… Ва́ско?

А что? Пусть будет Васко (в каждом городе есть улица Строителей, как говорят любители одного известного фильма). Фамилию бы еще придумать, но это подождет.

И вот мой Васко отправляется защищать родину от врага.

Стоп.
А вы его себе представили? Вот он: длинноногая голубоглазая блондинка… Не ожидали? Васко – имя (прозвище) и девушке подойдет. Блин, я же не хотел девчонку. Нет.
ПРАВИЛО № 2

Автор должен хорошо представлять своего героя:
► пол,
► возраст,
► цвет волос, глаз, кожи,
► рост и телосложение,
► фигура и ее особенности,
► мимика и жесты,
► голос,
► состояние здоровья,
► особые приметы.

Васко – парень лет двадцати, глаза карие, волосы русые, кожа смуглая, длинный и тощий, немного сутулый и кривоногий, постоянно улыбающийся и размахивающий руками, над бровью шрам от ножевого ранения.

Уже лучше представляете, правда? Говорите, как в полицейском протоколе? Это ничего, это потом в тексте вы «оживите» все его черты, а пока работаем с черновиком-основой.

Я зашел в трактир и не сразу увидел Васко. Он сидел в кресле, в углу, вытянув длинные ноги к камину. От пламени в карих глазах вспыхивали масляные краплаковые искорки, кожа казалась не смуглой, а золотой, и в русые волосы тоже вплелись драгоценные золотистые нити. На лице Васко блуждала задумчивая улыбка, но он был спокоен, не размахивал, как обычно, руками – вся его тощая нескладная фигура выражала сейчас глубокие раздумья и трудность принятия решения.

Есть! Вот так.
И опять – стоп!
А что это еще за «Я» затесался? Разве Я – главный герой?
Надо еще решить – от какого лица вести повествование.

ШАГ 3: побольше оригинальности

Да и потом: ну, сидит, ну, думает о чем-то, ну – портрет вроде получается, а все равно Васко картонный какой-то. Чего-то не хватает. Шарма, наверное.

Пусть мой Васко картавит – это придаст ему обаяния, поднимает в изломе бровь, улыбается уголочком рта, скрывает шрам на лбу, держит руки в карманах, хлопает всех по плечу, любит целовать первых попавшихся девушек, играет на скрипке…

Ой, много не нужно, и одной изюминки хватит.
ПРАВИЛО № 3:

Автор должен снабдить героя привычками и тонкими особенностями, которые отличают его от всех.
А еще хорошо бы помнить следующее:
► «бровь в изломе», «улыбка уголочкам рта» – это не изюминка, а «шаблонистый шаблон» из плохих женских романов;
► изюминка должна быть действительно оригинальной, а не заимствованной. Шрам на лбу был у Гарри Поттера, на скрипке играл Шерлок Холмс… Но если вам очень уж хочется, плагиатом это не считается;
► не стоит навешивать на героя кучу особенностей, а то эдак пришельца из него сделаете, достаточно одной – яркой и запоминающейся;
► а чтобы изюминка запомнилась читателю, нужно писать о ней часто, в этом случае повторы – друзья.

Наконец, отличительная черточка, изюминка редко бывает отвратительной у главного героя. У антагониста, пожалуйста! А вот герой должен нравиться читателю, потому слово «шарм» тут очень подходит.

Уф, кажется, все. Можно выпускать героя в свет.
Нельзя. Почему? Об этом завтра…

Все статьи в подборке "Герои"
Статья на
сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература