Продолжаю повествование о Рождестве Христовом.
Иные толкователи Библии считают Саломею родительницей апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, дважды упоминавшуюся Матфеем (Мт. 20:21;27:56), другие - матерью Марии из Магдалы. Но Матфей никогда не называл жену Зеведея по имени. С Саломеей из евангелия Марка ее отождествили только потому, что она тоже перечислена среди спутниц Иисуса, служивших Ему. У Марка Саломея просто упомянута, во многих же апокрифах она описана более подробно, вплоть до деталей – скажем, того алебастрового сосуда, в коем она хранила краеобрезание Младенца, позднее передав эту скляницу Марии Магдалине (по преданию – ее дочери).
Зачем нужны были повитухи? Ведь, по утверждению святого Киприана Карфагенского, Мария «не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздаёт Младенцу Своему благоговейное попечение». Он пишет, что рождение Иисуса произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Она здесь выступает как ученица Иисуса, занимавшаяся проповеднической деятельностью. В канонических текстах Саломея упомянута среди жен-мироносиц, пришедших к гробнице Иисуса, однако о проповедях ее ничего не сказано.
То есть святой Киприан отождествляет эту повитуху с Саломеей, входящей в число жен-мироносиц. Так ли это на самом деле, мы не знаем.
Митрополит ростовский Дмитрий придерживается схожего мнения и также называет ее старицей: «Итак, Сама Она Своими девическими руками послужила нетленному Своему Рождеству (Божественному Младенцу), ожидая старицы Саломии, сродницы Своей, которую пошел звать Иосиф для услужения Пресвятой Деве. Но Саломия пришла, когда совершилось уже дело, ибо Та, Которая родила, Она же и служила, нося Младенца, повивая Его и полагая в ясли».
Честно говоря, утверждение о преклонном возрасте дочери повивальной бабки у меня вызывает сомнение. Как бы старуха могла родить апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых спустя несколько лет после Рождества?! Видимо, слово «старица» здесь обозначает не возраст, а духовное звание ученицы Спасителя (в русском православии почитаются старцы).
И все-таки вернемся к вопросу о необходимости присутствия повитух при родах у Марии.
Об этом - в следующей главе.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4120/
Юрий Пульвер