На днях в концертном зале «Зелёный театр ВДНХ» прошло редкое по нынешним нелёгким для исполнителей временам выступление знаменитого Принца Серебряного (так часто называют артиста), приуроченного к выходу его нового сольного альбома «Нам не избежать любви».
Накануне концерта состоялась творческая встреча с журналистами. Примечательно, что разговор со звездой впервые в жизни знаменитости (что было особо отмечено) состоялся ни где-нибудь, а в государственном агентстве ТАСС, что говорит, по сути, о долгожданном «официальном» признании заслуг певца, композитора и педагога. Именно так его и представили.
До сих пор без званий
Парадокс в том, что, несмотря на всю популярность еще с советских времен, герой сегодняшней публикации до сих пор так и не удостоен каких-либо государственных званий.
Когда в 2021 году Сергею Пенкину исполнилось 60 лет, многие думали, что ему точно дадут, по крайней мере, «Заслуженного артиста России», но этого снова не произошло. Стоит отметить, что обладатель уникального голоса с диапазоном в четыре октавы внесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Что касается педагогической деятельности, то еще в 2015 году певец стал доцентом кафедры эстрадно-джазового искусства Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Кроме того, Пенкин финансирует собственную школу вокала.
Девиз этой частной школы искусств такой: «Мы научим вас правильно петь!» Свой «крен» в педагогику артист объясняет тем, что когда-то ему самому пришлось приложить немало сил, чтобы получить «правильное» профильное образование.
Начиная еще с 14-летнего возраста, уроженец Пензы неоднократно пытался поступить в Москве сначала в училище имени Гнесиных, а затем в институт имени Гнесиных. Его взяли в институт лишь с 11-й (одиннадцатой!) попытки. Окружающие удивлялись его невероятной настойчивости.
Параллельно с учебой Сергей работал вокалистом в различных ансамблях столицы. Выезжал и за границу в составе варьете московской гостиницы «Космос». Гнесенку окончил в 1992 году по классу академического вокала.
Музыкальная терапия
- Чем решили порадовать публику на ВДНХ?
- Обычно на ВДНХ люди приходят, чтобы отдохнуть. Я хотел, чтобы зрители во время моего выступления тоже как следует отдохнули. Сейчас вокруг столько негатива.
Моя задача — передать в ходе вечера каждому в зале как можно больше хорошей энергетики. Как во время сеанса психотерапии. Только в моем случае это музыкальная терапия. Для меня очень важно, чтобы публика забылась от всего на свете хотя бы на те два часа, пока идет мой концерт.
Я всегда стараюсь поделиться максимумом тепла и самыми позитивными эмоциями. Конечно, в первую очередь хочется познакомить людей со своим новым альбомом «Нам не избежать любви».
Эти песни еще нигде не звучали. Хотя обычно просят исполнить и какие-то старые хиты. Еще я по-своему обработал народные песни «Тонкая рябина», «Ой, то не вечер» и другие.
- Чем вам нравится именно Зеленый театр?
- Прежде всего тем, что это открытая, летняя площадка. Петь на улице — так здорово! Словно находишься где-нибудь на море. Дует ветерок. А еще запросто может пойти дождь. Именно в Зеленом театре на ВДНХ я отметил свое 60-летие.
Когда исполнял «Дождь осенний», как раз начало моросить. Но из солидарности с публикой я тоже решил принять небесный душ. Прогулялся между рядами. И даже не боялся промокнуть. Важнее было то, что меня переполняло счастье от встречи с публикой.
Ведь мероприятие несколько раз переносилось из-за эпидемиологической обстановки. Я уже думал, что не отмечу юбилей. А когда концерт все же состоялся, в зрительный зал пускали только после строгого COVID-контроля.
Небеса решили поддержать
- Помнится, тогда писали, что вы специально «включили» дождь...
- Ну что вы! Это было простое совпадение. Хотя действительно удивительное. Дождь начался именно тогда, когда зазвучала песня «Дождь осенний», и закончился вместе с ней. Так что, кто знает, может быть, сами небеса поймали мое настроение и решили меня поддержать. Я был очень рад, что в зале не было свободных мест. Конечно, с учетом допустимым по действующим тогда нормам безопасности. Напомню, что во время всемирной пандемии вообще старались не проводить какие-то массовые мероприятия.
А тут столько людей! Но я не мог не выступить. И, знаете, до сих пор еще не насытился как артист. Поэтому использую любую возможность, чтобы встретиться с публикой.
Я считаю так: если артист насытился, то на этом его творчество заканчивается. Нужно ставить жирную точку. Так что лучше быть в работе, постоянно что-то делать. Недаром говорят, что движение — это жизнь.
- В чём секрет вашего многолетнего успеха?
- Секрет прост: я предлагаю большую музыкальную палитру. У меня все по блокам. По сути, речь идет о настоящем спектакле, в котором несколько частей.
Я не хочу, чтобы меня воспринимала как одну долгоиграющую пластинку - когда артист все исполняет песни в каком-то едином ключе. Мне хочется быть все время разным. Вот почему у меня обычно звучат и народные мелодии, и классика, и эстрада, и танцевальные шлягеры.
В общем, всего понемножку. Только в этом случае можно заинтересовать абсолютно разную публику, которая обычно приходит на мои выступления.
Причем я заметил, что в последние годы зритель сильно помолодел. Мне даже подпевают маленькие дети. Они уже знают, что на сцене выступает тот самый артист, который озвучивал их любимого снеговика Олафа из «Холодного сердца».
Кстати, я озвучивал этого забавного персонажа во всех четырех мультфильмах, в котором фигурировал Олаф.
Ну а взрослые, конечно же, хотят, чтобы я исполнил те хиты, которые звучали еще во времена их молодости. Посещение моего концерта можно сравнить с визитом в картинную галерею. Я даже ввел такое понятие, как эрмитажный концерт.
Авторы со всего света
- Что вы имеете в виду?
- В Эрмитаж тоже приходит самая разная публика, которая потом разбредается по залам в зависимости от пристрастия. Одному нравится эпоха Возрождение, другому — Средние века, третьему — импрессионизм.
Так и у меня — звучат песни на любой вкус. Я всегда говорю, что к зрителю нужно относиться с огромной любовью. И тогда он к тебе будет относиться точно так же.
Отмечу, что на концерте я непременно спрашиваю, кто пришел на меня впервые. Удивительно, но всякий раз поднимается лес рук. Лес! Обычно я говорю новичкам так: «Знаете, я вас ждал целых тридцать пять лет!»
- Получается, что ваш зритель во многим случайный?
- Это примета времени. Сейчас так много возможностей, куда пойти. Выбор широчайший. А если приходят на Пенкина, то для того, чтобы познакомиться со мной. Получается, каждый раз мне нужно словно опять выступить впервые, чтобы завоевать своего зрителя.
Хотя, как я говорил, немало и старых поклонников, которые просят исполнить свои любимые мелодии. Периодически те или иные песни возвращаются. Примерно через 7-8 лет. Конечно, они звучат уже в современной обработке.
- А как вы подбираете авторов?
- Они тоже, как и мои песни, абсолютно разные. Если работать только с одним автором, пусть даже и самым лучшим, то все равно получится та же долгоиграющая пластинка, о чем я говорил чуть ранее.
Новые вещи для моего последнего альбома написали авторы из Латвии, Эстонии и Германии. Впрочем, хотя они проживают за пределами России, это абсолютно русские люди. Скажем, заглавную песню «Нам не избежать любви» написал Алексей Малахов из Германии.
Он постоянно сотрудничает с Филиппом Киркоровым. Многие зарубежные авторы пишут для российских звезд. Кое-что и мне предлагают. Если песня нравится, то я с удовольствием ее исполняю.
- Какой главный критерий для отбора?
- Мне не нравится голимая попса. Я предпочитаю мелодичные произведения, которые помогают показать голосовые возможности. Чтобы можно было вложить частичку своей души. Тогда получаются очень задушевные песни.
Русские песни - самые трудные
- Сейчас нашу эстраду не ругает разве что ленивый. Артисты обычно говорят, что нет хороших песен...
- Вы знаете, самым большим критиком собственного творчества всегда был я сам. Открою секрет: очень не люблю себя слушать. Сразу начинаю подмечать какие-то ошибки, неточности, недостатки.
Непременно думаю, что мог бы все исполнить иначе. Но, к сожалению, уже ничего не поделаешь. Все записано! Вот почему на концертах я стараюсь исправить собственные же ошибки.
Мне часто говорят: мол, вживую у вас получается даже лучше, чем в записи. Хотя, как известно, обычно у артистов бывает как раз наоборот.
А еще порой спрашивают, почему сегодня большинство моих песен на русском языке. Наверное, думают, что я иду по пути наименьшего сопротивления. Не могу выучить английский...
В действительности все как раз наоборот. На английском языке петь намного проще, чем на русском. Именно по этой причине многие «спикают» на сцене.
Публика часто думает так: если артист выступает на английском, значит, умеет петь. Однако когда русский исполнитель поет на родном языке, моментально все становится ясно.
Наш язык очень сложен для вокалистов. Чтобы достойно выступать с русскими песнями, нужен хороший исполнительский уровень. Вот почему поначалу я тоже баловался английским.
И зрители не обращали особого внимание на мои огрехи. Но сейчас попробуй-ка ошибись! Публика сразу все чувствует. Именно на этом я делаю акцент, когда вместе со своими учениками разбираю творчество тех или иных исполнителей.
Сразу вылезает куча ошибок. Они все на виду. Чего не скажешь об артистах, поющих на английском. Им многое прощается. Мол, это же не родной для них язык. С каждым годом я все больше обращаю внимание на качество родной речи.
Мне приятно, когда человек говорит правильно. А если включаешь телевизор, то ужасаешься. Особенно безобразно говорят на ток-шоу. Никакой культуры речи!
В советское время дикторы телевидения (скажем, Анна Шатилова, Игорь Кириллов) говорили очень отчетливо. Каждое слово у них было осмысленное.
Их приятно было слушать. А нынче ведущие зачастую просто что-то там мямлят. Ничего не разберешь. И очень много в речи всякого мусора.
Порой невозможно понять, о чем человек хочет сказать. Это все мелочи, но недаром говорят, что жизнь строится из мелочей. Когда я беседую с учениками, то стараюсь говорить без ошибок.
Непременно делаем акцент на сцене речи, на постановке голоса. А еще мы все как следует пропеваем. Это те азы, без которых, я считаю, невозможно стать хорошим артистом.
- Сергей, поздравляем с выходом нового альбома, желаем дальнейших творческих успехов!
Читайте другие материалы автора:
Дмитрий ПЕВЦОВ: «Возраст это не вина и не заслуга...»
«Балет делает жизнь сказочной!» - говорит премьер Большого театра Николай ЦИСКАРИДЗЕ
«Актёрский дом» Аркадия Каца. Позади — уже 23-й театральный сезон
Аркадий Кац: «Рига подарила мне 25 счастливых лет!»
Почему режиссёр Аркадий Кац уехал из Риги
Аркадий Кац об актёрах, секрете долголетия и работе
Аркадий Кац: «О ностальгии думать некогда!»
"Очи чёрные" в исполнении Геннадия Абрамова из театра "Шалом"
За кулисами Театра Романа Виктюка