В свое время Аркадий Фридрихович четверть века возглавлял Рижский театр русской драмы — ныне это Рижский русский театр имени Михаила Чехова. Однако в 1988 году народный артист Латвийской ССР неожиданно уехал в Москву. Тем не менее многие рижане до сих пор с ностальгией вспоминают знаменитые спектакли, на которых выросли целые поколения.
Помню, как я, ученик 59–й рижской средней школы, не пропускал ни одной премьеры в «театре Каца». Все знали, что каждая из них высочайшей сценической пробы. У меня до сих пор перед глазами многие постановки, которые уже стали настоящей классикой.
Как же сегодня поживает именитый бывший рижанин, а ныне москвич? Мы встретились с Аркадием Фридриховичем в самом центре российской столицы — у Белорусского вокзала, где у него квартира.
Роль жены
— Рига стала для меня, без всяких преувеличений, моим домом. А вторым домом и для меня, и для моей супруги Райны Праудиной, безусловно, стал Рижский театр драмы. Лично для меня это были двадцать пять самых счастливых лет жизни...
— Как я понимаю, вы не коренной рижанин. Родились в украинском городе Николаеве. А потом учились на режиссерском факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, где и познакомились с будущей супругой — Райной Борисовной Праудиной. Получается, что благодаря ей вы и оказались в Риге.
— Сам я одесского разлива. Да, я родился в Николаеве, но мне еще не было и года, когда родители привезли меня в Одессу, где я прожил долгие годы.
Сначала был, естественно, детский сад, потом я учился в школе, откуда меня то и дело выгоняли. Затем я окончил актерский факультет Одесского театрального училища. Работал и в Одесском театре.
А Райну действительно встретил уже в Ленинграде. Отмечу, что она сыграла огромную роль и в моей судьбе, и в нашей общей судьбе, и в судьбе театров, в которых мы вместе работали.
Жена — хохотушка
— Как именно вы познакомились?
— История нашего знакомства очень забавна. Я пришел в ЛГИТМиК после трех лет службы в морфлоте. Сдавал экзамены в форме. Потом ходил на занятия в тельняшке.
На втором курсе у нас была объединенная лекция по марксизму–ленинизму, проходившая в самой большой аудитории института. Со всех факультетов собрали второкурсников, которые сидели по трое за сдвинутыми столами.
Педагог Валевач (до сих пор помню его фамилию) читал лекцию. Все было поначалу хорошо: тихо, мирно. И вдруг слева раздался какой–то совершенно сумасшедший женский смех.
Естественно, все повернулись в ту сторону. Незнакомая мне девушка так хохотала, что не могла остановиться. Рядом с ней я заметил двух парней — Володю Карпенко и Сергея Юрского.
Я их уже знал. Они сидели с каменными лицами, а девушка продолжала хохотать. Она явно не могла ничего с собой поделать — просто не в состоянии была остановиться!
- Видимо, Володя и Сергей рассказали ей что–то невероятно смешное. И тогда педагог буквально взревел от возмущения: «Товарищ Праудина!» Девушка зажала себе рот руками.
Вроде бы инцидент был исчерпан. Лекция продолжалась. А я следил за троицей. Ребята попеременно склонялись к уху девушки и что–то ей шептали.
И через несколько минут снова раздался громкий хохот. Когда девушка залилась, уже вся аудитория, в которой сидело порядка 80–100 человек, загрохотала заодно с ней.
Поскольку студентка явно не могла остановиться, Валевач указал ей на дверь, произнеся одно–единственное слово: «Вон!» Девушка схватила свои бумажки и убежала. А я сидел у дверей. Она промчалась мимо меня.
Преподаватель продолжил лекцию, но тут уже взорвался я, сказав буквально следующее: «Товарищ Валевач, вы сейчас совершили ужасающую ошибку! Только что девушка смеялась так, что смеялся весь поток. Никто не мог удержаться. А значит, она пришла в свой вуз. Она нашла свою профессию! И вместо того, чтобы ее поощрить и сказать: «Как замечательно вы смеетесь!», вы выгнали ее с занятия...»
Познакомились в библиотеке
— Ничего себе. С вашей стороны это был настоящий вызов!
— Я чувствовал себя бравым моряком. Конечно, преподаватель Валевач был крайне изумлен. «Вам что, ее жалко?» — спросил он. Я заявил: «Конечно!» И услышал: «Тогда тоже можете выйти вон!»
Я не заставил себя долго ждать и вылетел из аудитории. Брожу по коридору. Никого нет. Девица сбежала. Ну и бог с ней, подумал... Но недаром говорят, что от судьбы не уйдешь.
Куда податься? От нечего делать решил подняться в читальный зал на втором этаже. И вдруг увидел девушку–хохотушку, которая листала какой–то журнал. Подошел, присмотрелся.
Судя по тому, что она листала журнал мод, я сразу понял, что она не была слишком огорчена произошедшим. Представился, спросил, как ее зовут. И услышал: «Райна Праудина». С тех пор мы НИКОГДА с ней не расставались!
Коронованная актриса
— Может быть, преподаватель Валевач решил, что Райна издевается над марксизмом–ленинизмом? Получается, смех с каким–то политическим уклоном...
— Нет, она просто мешала читать лекцию своих хохотом. Райна действительно стала блестящей комедийной актрисой. Чему не научишь. Это у нее было от природы.
Она всю жизнь была невероятной хохотушкой. Очень забавной и веселой, смешной и легкомысленной. При этом она была, я считаю, выдающейся актрисой. Не побоюсь такого определения.
И так не только я считал. Где бы Райна ни работала, ее везде «короновали», как говорят в театральной среде. Вообще, если говорить об актерах, я всегда призываю не верить никому — ни критикам, ни вышестоящим органам. «Коронуют» только труппы.
Это самая высшая награда. В Риге Райну тоже «короновали». Как и Алексея Михайлова. Каждый понимал, что им дано право быть первыми. И все на этом строилось.
Знаете, открою секрет: я сейчас пишу книгу под условным названием «Заметки для легкомысленных людей». Скажу вам по правде: сам я не очень люблю здравый смысл. Вот почему мне всегда нравились легкомысленные люди, которые как раз противостоят здравому смыслу.
Недаром мы познакомились с Райной при таких совершенно абсурдных обстоятельствах. Да и потом абсурда в нашей жизни было немало. У меня смело можно брать интервью под рубрикой «Легкомысленные люди».
Молодой заслуженный деятель искусств
— После окончания института вы сразу прибыли в Ригу?
— Нет, что вы. Вместе отправились в Ижевск, столицу Удмурдской АССР. Я работал режиссером, жена — актрисой. Все у нас сразу заладилось, и даже очень.
Ко мне замечательно относились актеры, мне дали набрать курс. Уже через два с половиной года я получил звание «Заслуженный деятель искусств Удмурдской АССР». Случай беспрецедентный.
— Как же вы оказались в столице Латвийской ССР?
— У нас тогда родился сын (Анатолий Праудин. — Прим. Д. М.), который по счастливой случайности, а может быть, и несчастливой (улыбнулся), тоже стал режиссером.
Причем на свет он появился в Риге, куда Райна поехала рожать. Было тяжело и работать, и воспитывать. А в Риге жили родители супруги. Очень знаменитые люди.
Отец Райны, Борис Праудин, — создатель Рижского ТЮЗа, он и сам был замечательным актером. Мать Райны, Эльвира Ансовна Кронберга, тоже была крупной актрисой. Оба были увенчаны всевозможными званиями. Конечно, они очень хотели, чтобы дочь с внуком жили вместе с ними.
— Но сами вы, как я понимаю, особо не рвались в Ригу.
— Мы тогда с Райной стали действительно знаменитыми. И получили целый ряд приглашений, в том числе в Москву от главного режиссера Центрального театра Советской армии Александра Дунаева.
А какой же провинциальный режиссер не мечтает работать в столице. Но Райна сказала четко: «Аркадий, не надо нам в Москву. Ты не будешь там свободным. Зато в Риге сможешь ставить все, что захочешь!»
Вот почему мы и поехали в Латвийскую ССР. Причем я отправился просто так. Не знал, что буду главным режиссером Рижского театра русской драмы. Но поставил один спектакль, затем второй, на меня обратили внимание...
Георгий Товстоногов тоже приглашал
— Выходит, вами постоянно руководила супруга? Вы, часом, не подкаблучник?
— Конечно, подкаблучник! Мы и в Ижевск после окончания ЛГИТМиК отправились по настоянию Райны. Она играла в курсовой работе вместе с Сергеем Юрским. Спектакль посмотрел Георгий Товстоногов, руководитель БДТ.
А я проходил в Большом драматическом театре двухгодичную практику вместе с приятелем — Алексеем Германом (как раз он поставил тот курсовой спектакль).
Георгий Александрович пригласил меня к себе после окончания института. Мол, не давайте никому согласия, хочу видеть вас у себя. Хотя при этом сказал мне честно: «Вы будете, конечно, мне помогать, но я буду вам давать и самостоятельно ставить».
При всем уважении и любви к Товстоногову такое предложение мне было не по душе. Я хотел самостоятельности. А Сергей Юрский уже на четвертом курсе играл в БДТ.
Когда Георгий Товстоногов посмотрел их дипломный спектакль, то пригласил и Райну к себе. Ее кандидатуру утвердили на художественном совете. Более того, предложили комнату в общежитии.
Но тут Райна твердо заявила: «Я не хочу в этот театр!» И пояснила свое решение так: «В БДТ я ничего не буду играть!» И это при том, что БДТ был ее любимым театром.
А мы тогда узнали, что Ижевск подал заявку на пять человек. «Я хочу туда!» — заявила Райна. Так мы с ней и оказались в столице Удмурдской АССР. Где супруга действительно играла. И много.
«Ревизор» — любимый ребёнок
— Я читал, что всего вы поставили примерно сто спектаклей. Какой рижский спектакль для вас самый любимый?
— Могу сразу его назвать — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Отмечу исключительно точное распределение ролей. Состав был действительно великим: Андрей Ильин, Евгений Иванычев...
Маменьку, Анну Андреевну, играла Райна, которая вообще была мотором спектакля. Очень хорошо играла и Татьяна Поппе. Она тогда впервые появилась на сцене со скрипкой.
Спектакль имел огромный успех. В Москве на гастролях люди смотрели стоя, потому что зал был переполнен. Невозможно было попасть. Рижский «Ревизор» — мой любимый ребенок.
Хотя, конечно, могу назвать еще несколько особых для меня спектаклей. Это те постановки, в которых ты, как режиссер, сказал что–то новое. А так поставлена просто бездна спектаклей... — улыбнулся юбиляр.
Анонс
Читайте продолжение беседы в следующем номере «7 секретов». Вы узнаете, почему гость «Кабачка» уехал в Москву, в чем секрет долголетия 90–летнего мэтра театральной сцены, как Аркадий Фридрихович оценивает игру Ольги Бузовой во МХАТе имени Горького... Итак, многоуважаемые читатели, не пропустите эксклюзивный материал!
Читайте другие материалы автора:
Борщ и курочка от Татьяны Поппе
Актриса Татьяна Поппе о себе, семье и ролях
Уроженец Риги Олег Цветанович играет во МХАТе Мастера Булгакова
Аппетитные драники от Игоря Бурака: тут нужна особая бульба
Курочка с картошечкой от Татьяны Аугшкап
Рижская принцесса думает о фигуре
См. видео:
Привет от Аркадия Каца. + Песня от Надежды Беловой, Татьяны Поппе и Олега Цветановича