Найти тему

Аркадий Кац: «Рига подарила мне 25 счастливых лет!»

Оглавление

В свое время Аркадий Фридрихович четверть века возглавлял Рижский театр русской драмы — ныне это Рижский русский театр имени Михаила Чехова. Однако в 1988 году народный артист Латвийской ССР неожиданно уехал в Москву. Тем не менее многие рижане до сих пор с ностальгией вспоминают знаменитые спектакли, на которых выросли целые поколения.

Аркадий Фридрихович Кац. Фото автора
Аркадий Фридрихович Кац. Фото автора

Помню, как я, ученик 59–й рижской средней школы, не пропускал ни одной премьеры в «театре Каца». Все знали, что каждая из них высочайшей сценической пробы. У меня до сих пор перед глазами многие постановки, которые уже стали настоящей классикой.

Как же сегодня поживает именитый бывший рижанин, а ныне москвич? Мы встретились с Аркадием Фридриховичем в самом центре российской столицы — у Белорусского вокзала, где у него квартира.

Роль жены

— Рига стала для меня, без всяких преувеличений, моим домом. А вторым домом и для меня, и для моей супруги Райны Праудиной, безусловно, стал Рижский театр драмы. Лично для меня это были двадцать пять самых счастливых лет жизни...

— Как я понимаю, вы не коренной рижанин. Родились в украинском городе Николаеве. А потом учились на режиссерском факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, где и познакомились с будущей супругой — Райной Борисовной Праудиной. Получается, что благодаря ей вы и оказались в Риге.

— Сам я одесского разлива. Да, я родился в Николаеве, но мне еще не было и года, когда родители привезли меня в Одессу, где я прожил долгие годы.

Сначала был, естественно, детский сад, потом я учился в школе, откуда меня то и дело выгоняли. Затем я окончил актерский факультет Одесского театрального училища. Работал и в Одесском театре.

А Райну действительно встретил уже в Ленинграде. Отмечу, что она сыграла огромную роль и в моей судьбе, и в нашей общей судьбе, и в судьбе театров, в которых мы вместе работали.

Райна Праудина в спектакле "Телевизионные помехи". Фото из архива
Райна Праудина в спектакле "Телевизионные помехи". Фото из архива

Жена — хохотушка

— Как именно вы познакомились?

— История нашего знакомства очень забавна. Я пришел в ЛГИТМиК после трех лет службы в морфлоте. Сдавал экзамены в форме. Потом ходил на занятия в тельняшке.

На втором курсе у нас была объединенная лекция по марксизму–ленинизму, проходившая в самой большой аудитории института. Со всех факультетов собрали второкурсников, которые сидели по трое за сдвинутыми столами.

Педагог Валевач (до сих пор помню его фамилию) читал лекцию. Все было поначалу хорошо: тихо, мирно. И вдруг слева раздался какой–то совершенно сумасшедший женский смех.

Служил в Морфлоте. Фото из архива
Служил в Морфлоте. Фото из архива

Естественно, все повернулись в ту сторону. Незнакомая мне девушка так хохотала, что не могла остановиться. Рядом с ней я заметил двух парней — Володю Карпенко и Сергея Юрского.

Я их уже знал. Они сидели с каменными лицами, а девушка продолжала хохотать. Она явно не могла ничего с собой поделать — просто не в состоянии была остановиться!

- Видимо, Володя и Сергей рассказали ей что–то невероятно смешное. И тогда педагог буквально взревел от возмущения: «Товарищ Праудина!» Девушка зажала себе рот руками.

Вроде бы инцидент был исчерпан. Лекция продолжалась. А я следил за троицей. Ребята попеременно склонялись к уху девушки и что–то ей шептали.

И через несколько минут снова раздался громкий хохот. Когда девушка залилась, уже вся аудитория, в которой сидело порядка 80–100 человек, загрохотала заодно с ней.

Райна с родителями. Фото из архива
Райна с родителями. Фото из архива

Поскольку студентка явно не могла остановиться, Валевач указал ей на дверь, произнеся одно–единственное слово: «Вон!» Девушка схватила свои бумажки и убежала. А я сидел у дверей. Она промчалась мимо меня.

Преподаватель продолжил лекцию, но тут уже взорвался я, сказав буквально следующее: «Товарищ Валевач, вы сейчас совершили ужасающую ошибку! Только что девушка смеялась так, что смеялся весь поток. Никто не мог удержаться. А значит, она пришла в свой вуз. Она нашла свою профессию! И вместо того, чтобы ее поощрить и сказать: «Как замечательно вы смеетесь!», вы выгнали ее с занятия...»

Думает. Фото из архива
Думает. Фото из архива

Познакомились в библиотеке

— Ничего себе. С вашей стороны это был настоящий вызов!

— Я чувствовал себя бравым моряком. Конечно, преподаватель Валевач был крайне изумлен. «Вам что, ее жалко?» — спросил он. Я заявил: «Конечно!» И услышал: «Тогда тоже можете выйти вон!»

Я не заставил себя долго ждать и вылетел из аудитории. Брожу по коридору. Никого нет. Девица сбежала. Ну и бог с ней, подумал... Но недаром говорят, что от судьбы не уйдешь.

Куда податься? От нечего делать решил подняться в читальный зал на втором этаже. И вдруг увидел девушку–хохотушку, которая листала какой–то журнал. Подошел, присмотрелся.

Судя по тому, что она листала журнал мод, я сразу понял, что она не была слишком огорчена произошедшим. Представился, спросил, как ее зовут. И услышал: «Райна Праудина». С тех пор мы НИКОГДА с ней не расставались!

Супруги на море. Фото из архива
Супруги на море. Фото из архива

Коронованная актриса

— Может быть, преподаватель Валевач решил, что Райна издевается над марксизмом–ленинизмом? Получается, смех с каким–то политическим уклоном...

— Нет, она просто мешала читать лекцию своих хохотом. Райна действительно стала блестящей комедийной актрисой. Чему не научишь. Это у нее было от природы.

Она всю жизнь была невероятной хохотушкой. Очень забавной и веселой, смешной и легкомысленной. При этом она была, я считаю, выдающейся актрисой. Не побоюсь такого определения.

И так не только я считал. Где бы Райна ни работала, ее везде «короновали», как говорят в театральной среде. Вообще, если говорить об актерах, я всегда призываю не верить никому — ни критикам, ни вышестоящим органам. «Коронуют» только труппы.

Перед вступительными экзаменами в Ленинграде. Фото из архива
Перед вступительными экзаменами в Ленинграде. Фото из архива

Это самая высшая награда. В Риге Райну тоже «короновали». Как и Алексея Михайлова. Каждый понимал, что им дано право быть первыми. И все на этом строилось.

Знаете, открою секрет: я сейчас пишу книгу под условным названием «Заметки для легкомысленных людей». Скажу вам по правде: сам я не очень люблю здравый смысл. Вот почему мне всегда нравились легкомысленные люди, которые как раз противостоят здравому смыслу.

Недаром мы познакомились с Райной при таких совершенно абсурдных обстоятельствах. Да и потом абсурда в нашей жизни было немало. У меня смело можно брать интервью под рубрикой «Легкомысленные люди».

С труппой Рижской русской драмы. Фото из архива
С труппой Рижской русской драмы. Фото из архива

Молодой заслуженный деятель искусств

— После окончания института вы сразу прибыли в Ригу?

— Нет, что вы. Вместе отправились в Ижевск, столицу Удмурдской АССР. Я работал режиссером, жена — актрисой. Все у нас сразу заладилось, и даже очень.

Ко мне замечательно относились актеры, мне дали набрать курс. Уже через два с половиной года я получил звание «Заслуженный деятель искусств Удмурдской АССР». Случай беспрецедентный.

Рижский театр русской драмы в Старом городе. Фото из архива
Рижский театр русской драмы в Старом городе. Фото из архива

— Как же вы оказались в столице Латвийской ССР?

— У нас тогда родился сын (Анатолий Праудин. — Прим. Д. М.), который по счастливой случайности, а может быть, и несчастливой (улыбнулся), тоже стал режиссером.

Причем на свет он появился в Риге, куда Райна поехала рожать. Было тяжело и работать, и воспитывать. А в Риге жили родители супруги. Очень знаменитые люди.

Отец Райны, Борис Праудин, — создатель Рижского ТЮЗа, он и сам был замечательным актером. Мать Райны, Эльвира Ансовна Кронберга, тоже была крупной актрисой. Оба были увенчаны всевозможными званиями. Конечно, они очень хотели, чтобы дочь с внуком жили вместе с ними.

"Ревизор". Татьяна Поппе (наверху) и Райна Праудина - дочь городничего Марья Антоновна и её мать Анна Андреевна по спектаклю.
"Ревизор". Татьяна Поппе (наверху) и Райна Праудина - дочь городничего Марья Антоновна и её мать Анна Андреевна по спектаклю.

— Но сами вы, как я понимаю, особо не рвались в Ригу.

— Мы тогда с Райной стали действительно знаменитыми. И получили целый ряд приглашений, в том числе в Москву от главного режиссера Центрального театра Советской армии Александра Дунаева.

А какой же провинциальный режиссер не мечтает работать в столице. Но Райна сказала четко: «Аркадий, не надо нам в Москву. Ты не будешь там свободным. Зато в Риге сможешь ставить все, что захочешь!»

Вот почему мы и поехали в Латвийскую ССР. Причем я отправился просто так. Не знал, что буду главным режиссером Рижского театра русской драмы. Но поставил один спектакль, затем второй, на меня обратили внимание...

Алексей Герман, Аркадий Кац и Райна Праудина. Фото из архива
Алексей Герман, Аркадий Кац и Райна Праудина. Фото из архива

Георгий Товстоногов тоже приглашал

— Выходит, вами постоянно руководила супруга? Вы, часом, не подкаблучник?

— Конечно, подкаблучник! Мы и в Ижевск после окончания ЛГИТМиК отправились по настоянию Райны. Она играла в курсовой работе вместе с Сергеем Юрским. Спектакль посмотрел Георгий Товстоногов, руководитель БДТ.

А я проходил в Большом драматическом театре двухгодичную практику вместе с приятелем — Алексеем Германом (как раз он поставил тот курсовой спектакль).

Георгий Александрович пригласил меня к себе после окончания института. Мол, не давайте никому согласия, хочу видеть вас у себя. Хотя при этом сказал мне честно: «Вы будете, конечно, мне помогать, но я буду вам давать и самостоятельно ставить».

"Ревизор": Райна Праудина, Татьяна Поппе и Андрей Ильин. Фото из архива
"Ревизор": Райна Праудина, Татьяна Поппе и Андрей Ильин. Фото из архива

При всем уважении и любви к Товстоногову такое предложение мне было не по душе. Я хотел самостоятельности. А Сергей Юрский уже на четвертом курсе играл в БДТ.

Когда Георгий Товстоногов посмотрел их дипломный спектакль, то пригласил и Райну к себе. Ее кандидатуру утвердили на художественном совете. Более того, предложили комнату в общежитии.

Но тут Райна твердо заявила: «Я не хочу в этот театр!» И пояснила свое решение так: «В БДТ я ничего не буду играть!» И это при том, что БДТ был ее любимым театром.

А мы тогда узнали, что Ижевск подал заявку на пять человек. «Я хочу туда!» — заявила Райна. Так мы с ней и оказались в столице Удмурдской АССР. Где супруга действительно играла. И много.

"Ревизор". Татьяна Поппе играет на скрипке. Фото из архива
"Ревизор". Татьяна Поппе играет на скрипке. Фото из архива

«Ревизор» — любимый ребёнок

— Я читал, что всего вы поставили примерно сто спектаклей. Какой рижский спектакль для вас самый любимый?

— Могу сразу его назвать — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Отмечу исключительно точное распределение ролей. Состав был действительно великим: Андрей Ильин, Евгений Иванычев...

Маменьку, Анну Андреевну, играла Райна, которая вообще была мотором спектакля. Очень хорошо играла и Татьяна Поппе. Она тогда впервые появилась на сцене со скрипкой.

Спектакль имел огромный успех. В Москве на гастролях люди смотрели стоя, потому что зал был переполнен. Невозможно было попасть. Рижский «Ревизор» — мой любимый ребенок.

Хотя, конечно, могу назвать еще несколько особых для меня спектаклей. Это те постановки, в которых ты, как режиссер, сказал что–то новое. А так поставлена просто бездна спектаклей... — улыбнулся юбиляр.

Андрей Ильин в "Ревизоре". Фото из архива
Андрей Ильин в "Ревизоре". Фото из архива

Анонс

Читайте продолжение беседы в следующем номере «7 секретов». Вы узнаете, почему гость «Кабачка» уехал в Москву, в чем секрет долголетия 90–летнего мэтра театральной сцены, как Аркадий Фридрихович оценивает игру Ольги Бузовой во МХАТе имени Горького... Итак, многоуважаемые читатели, не пропустите эксклюзивный материал!

Читайте другие материалы автора:

Борщ и курочка от Татьяны Поппе

Актриса Татьяна Поппе о себе, семье и ролях

Уроженец Риги Олег Цветанович играет во МХАТе Мастера Булгакова

Аппетитные драники от Игоря Бурака: тут нужна особая бульба

Рижская звезда "Маяковки"

Курочка с картошечкой от Татьяны Аугшкап

Рижская принцесса думает о фигуре

См. видео:

Привет от Аркадия Каца. + Песня от Надежды Беловой, Татьяны Поппе и Олега Цветановича

Давайте дружить. Пересылайте материалы, ставьте лайки и подписывайтесь. Читайте другие статьи на каналах:

1."Дмитрий Март: мои статьи"

2. "Дмитрий Март"